«Восемь местных жителей были расстреляны сразу, руководство села взято в плен и подвергнуто пыткам» — свидетельство человека, пережившего российскую оккупацию, Радио Свобода.
45-летний Александр – киевлянин, юрист по профессии. Он попал под российскую оккупацию — в своем доме в селе Новая Басань Черниговской области. Село было освобождено украинской армией 30 марта.
Александр рассказал «Радио Свобода» о жизни украинских селян под российской оккупацией. Далее следует его прямая речь, напоминаем, что во время войны не было возможности проверить информацию.
…Я проснулся 24 февраля в 5 утра, мой Киев был обстрелян ракетами, возле моего дома шли ожесточенные бои. Я перевез свою семью в безопасное место на Запад Украины. И вернулся домой. Кроме квартиры в Киеве у меня есть дом в селе Новая Басань. 28 февраля наше село заняли русские фашисты.
Когда они въезжали в село, мирных жителей расстреляли из автомата. Погибли восемь человек, один тяжело ранен. Мирным жителям приказали сидеть дома. Оккупанты селились в домах на центральных улицах. Хозяев домов выгоняли на улицы без вещей. Люди уходили либо к соседям, либо прятались в холодных подвалах, без еды и воды.
Захватив чужие дома русские нацисты похищали ценные вещи, деньги, золото, украшения, бытовую технику, детские игрушки, продукты питания, одежду, постельное белье. Угнали машины. Физиологические потребности удовлетворяли на полу, в углах домов.
В первый же день ограбили магазины в селе. На главной улице поселка устроили Армагеддон.
Похитили одну девушку 25 лет. Через семь дней ее привезли обратно и выбросили возле двора. Она не разговаривает, ни на что не реагирует. Преступники каким-то чудом позволили бедной девушке и ее родным покинуть село.
Девушек насиловали. Одна семья, они уже в безопасности, рассказала мне, что русский солдат посмотрел на их девятилетнюю дочку и сказал, что она уже не ребенок, взрослая женщина. После этих слов семья убежала из дома, они прятались у соседей.
Председателя правления и его зама казнили 15 раз.
У нас нет электричества, газа, магазинов, аптек, больниц, мобильной связи. Все разрушено.
Ходить по улицам поселка, особенно там, где находились русские — запрещалось. Все мужчины, которые выходили на эти улицы, были взяты в плен и увезены в неизвестном направлении. Лично мне, так сказать, повезло. Мой дом находится в конце села, в месте, где нет стратегических дорог, только выход к реке и болоту. Солдаты из Оренбурга, более-менее адекватные, пришли ко мне, проверили оружие и нет ли диверсантов. Забрали мои мобильные телефоны и повредили интернет.
Были и группы мародеров, которые врывались в каждый пустой дом, грабили.
Наш поселок находился под оккупацией 31 день. Благодаря соседям у меня были молоко, сыр, овощи, мясо, хлеб.
30 марта в 6 часов утра в нашем селе начались бои, они шли весь день. Нас освободили. До сих пор невозможно свободно ходить по улицам, потому что украинские военные до сих пор находят непобедимых россиян и обезвреживают мины, обнаруживают другие боеприпасы.
Многие сравнивают Путина с Гитлером, но Путин намного хуже Гитлера.