ghost
Остальное

Игорь Эйдман: «Какие-то регионы непременно отвалятся, например, Чечня»

1 мая, 2022

На вопрос Фёдора Клименко, отражает ли последний соцопрос от «Левада-Центр» действительные настроения населения России в отношении войны с Украиной, отвечает Игорь Эйдман.

Не стоит смотреть на абсолютные цифры в силу того, что приличная часть населения отказывается отвечать на вопросы. Можно рассматривать относительные данные. Понижение поддержки на 7% — серьезный показатель.

Самая мощная поддержка и рост рейтинга Путина пришлись на первые 3–4 недели войны, затем был застой, после началось падение. Цели не достигнуты, усталость накапливается, маятник качнулся в другую сторону.

Беря среднюю цифру социологических опросов, исходя из имеющихся данных как от крупных социологических центров, так и от независимых, мы получим цифру поддержки войны 60%. Здесь 20% идейная поддержка, сознательно поощряющая войну в Украине, и 40% сидящих на телеигле. Многие из них также сидят на игле МПЦ, исповедующей идею «вечно правой власти от Бога». Но если из телевизора выйдет серьезный дядя и скажет им: «Путин не прав», эти 40% быстро согласятся с линией новой партии.

Игорь Эйдман отметил, что переубедить в отношении целесообразности так называемой спецоперации возможно те группы, которые Россия использует в качестве пушечного мяса. Это молодые и бедные люди. Обратив внимание на агитационную кампанию по вступлению в контрактную армию, можно увидеть, что она основана на материальной составляющей, количестве денежных выплат и поощрений, при полном отсутствии идейной. Нужно работать с этой целевой аудиторией, объясняя, что, подписав контракт, они будут жить хорошо, но не долго, прибыв домой с поля боя в гробу.

Вера в победу России подогревается телевидением, сюжетами о победе, и 9 мая — самый главный языческий праздник победобесия, культ, оправдывающий войны. А когда случиться поражение, и религиозная конструкция рухнет — это будет удар по позициям власти Путина, приведет к разногласиям элит и их скептическим настроениям в отношении старого диктатора-неудачника. Одновременно активизируется оппозиция: навальнисты и другие оппозиционные движения. Какой выйдет Россия из этой катастрофы, неизвестно. Какие-то регионы непременно отвалятся, например, Чечня и еще какие-то, Россия станет компактнее в размерах.

Падение правящих диктаторов в России обычно приводит к либеральным революциям, и в это время она не лезет к соседям. Ждать ли того, что через 20 лет появится новый полковник — собиратель-земель? Я не думаю, ответил гость студии на этот вопрос. Происходящие в мире изменения и попытки повернуть время вспять несомненно завершаются крахом. Да и нынешней катастрофы не было бы, не приведи ельцинская семья к власти чекиста-тихушника, психически больного человека, притворившегося демократом. Впрочем, Ельцин и сам не был демократом, он был классическим номенклатурщиком, сделавшим ставку на демократов, приведших его к власти. Думаю, задел на «собирательство» был запущен именно при Ельцине.

Говоря об арестах имущества российских активов за рубежом, Игорь Эйдман поддержал начинания Запада, упомянув, что все эти деньги добыты в связках с коррумпированными правящими структурами, куплены западные элиты. Все это должно быть ликвидировано.

И напоследок, отвечая на вопрос об отношении к россиянам за рубежом, гость сказал, что тема русофобии крайне раздута российскими СМИ и в действительности ничего подобного на Западе не происходит в отношении законопослушных граждан с российскими паспортами.