Назовем их всех по именам: Леонид Васюкевич (который и зачитал это обращение), Геннадий Шульга, Наталья Кочугова и Александр Сустов. Однако двое последних тут же открестились от своих подписей под текстом.
Сам текст гласит: «Мы понимаем, что если наша страна не прекратит специальную военную операцию, то сирот в ней станет еще больше. На ней гибнут и становятся калеками молодые люди, которые могли принести пользу нашей стране. Почти три месяца, которые прошли с начала операции, показали, что достичь успеха военным путем невозможно, продолжение военной операции приведет к неминуемому увеличению количества погибших и раненых военнослужащих. Мы требуем немедленного прекращения военной операции на территории Украины и вывода войск РФ».
Легко предугадать, как на это отреагировали приморские парламентарии. Глава фракции КПРФ Анатолий Долгачев тут же заявил, что не имеет никакого отношения к этому обращению. Спикер ЗакСа Александр Ролик пытался не дать Васюкевичу зачитать его. А губернатор края Олег Кожемяко потребовал, чтобы Васюкевич и Шульга были на этом заседании лишены права голоса — что и было сделано.
Однако слово все же вылетело — а оно, как известно, не воробей.
Что же произошло? Да, по закону больших чисел кто-то из российских политиков мог случайно выразить позицию, неудобную властям, — мало ли, может быть, он сегодня утром встал не с той ноги. Однако здесь против войны высказались сразу четыре депутата (да, двое из них сразу же сняли свои подписи — но, как принято говорить в наше время, не все так однозначно).
Стоит помнить о двойственной природе КПРФ. С одной стороны, это конформистская провластная организация (не рискну назвать ее партией — партий в западном понимании в России нет). Но при этом политическое значение ей придает исключительно народный протест против власти. Если бы этого протеста не было, о существовании КПРФ можно было бы навсегда забыть.
Можно предположить: некоторые круги внутри этой организации почувствовали, что народ готов к протесту против войны. Воевать непонятно где, непонятно зачем, ежедневно получая похоронки и страдая от санкций — такое мало кому может понравиться. Если люди сегодня не выходят на улицы, это еще не значит, что они туда не выйдут и завтра.
Раз так, этот протест нужно оседлать. Не для того, конечно, чтобы свергнуть власть, а чтобы заполучить более удобные позиции для торга с ней. Кроме того, тут может играть роль опасение: если КПРФ не возглавит антивоенный протест, то это может сделать кто-то другой. В этом случае и власть будет вести торг с кем-то другим. А тогда зачем нужна КПРФ?
Так что — еще не «началось», но очень скоро может начаться. Российские коммунисты умеют держать нос по ветру, и если они ждут массовых протестов против войны, то они, скорее всего, будут, и очень скоро.
Кроме того, не стоит забывать, что Приморье в России — особенный регион. Там всегда были сильны оппозиционные настроения. Те из россиян, которым больше сорока, наверняка помнят, какие страсти кипели там во время Перестройки. А сейчас многие приморцы гибнут в Украине (точных цифр нет, однако в крае пришлось принимать особый закон об обеспечении жильем детей военнослужащих, которые погибли в ходе «спецоперации»). Так что, если в России «начнется», то вполне вероятно, что именно с Приморского края.
А пока что политики из КПРФ запускают здесь пробный шар. Если он не даст никакого эффекта, то можно будет сделать вид, что ничего и не было — ведь эти депутаты не получали на свое выступление благословения от партийного начальства.
Но похоже, что народный протест против войны все-таки будет. И тогда КПРФ снова окажется на коне.