Согласно данным Минфина РФ, из-за санкций по всему миру было заморожено около 300 миллиардов долларов золотовалютных запасов государства. Треть из них оказалась заблокирована в США, еще 24,5 миллиарда в странах ЕС, остальная часть – в Великобритании, Канаде, Японии, Новой Зеландии и Южной Кореи.
Уже спустя неделю после вторжения Великобритания заморозила российские банковские активы на сумму более 320 миллиардов долларов, Штаты – на сумму порядка 300 миллиардов долларов, страны Евросоюза – на сумму около 50 миллиардов долларов. Такие данные опубликовал в Твиттере представитель Консервативной партии в британском парламенте Джейкоб Рис-Могг.
Более того, после того, как Россия развязала войну против Украины, по всему миру стали накладывать ограничения на имущество олигархов, приближенных к Путину. В Европе российские бизнесмены лишились доступа к своим активам на сумму более 10 миллиардов долларов. Это деньги на банковских счетах, роскошные виллы, суперъяхты и самолеты.
Опираясь лишь на эти публичные данные, можно говорить, что в ловушки у Запада оказалось порядка одного триллиона долларов, принадлежащих РФ. Разумеется, на такой лакомый денежный кусок уже нашлось немало претендентов. Однако и в России просто так свои средства не собираются отдавать.
Сегодня примерно половина международных резервов РФ заблокирована. Общая сумма заграничных активов Банка России по состоянию на конец мая равнялась 589,6 миллиарда долларов.
Еще в марте РФ ввела зеркальную меру в отношении движения западного капитала на территории государства. Так, был издан запрет на продажу ценных бумаг иностранными инвесторами и на вывод ими средств из российской финансовой системы.
Эксперты подсчитали, что таким образом было заморожено западных активов на сумму порядка 17 миллиардов долларов. Однако для каждого отдельного нерезидента РФ заблокированные инвестиции – незначительны и составляют лишь десятую или даже сотую долю от их управляемого капитала.
Еще до конца мая Россия могла использовать замороженные активы Центробанка для погашения платежей по гособлигациям в валюте. Однако Штаты прикрыли эту лазейку своим решением не продлевать лицензию на обслуживание госдолга РФ.
Российские власти могут попробовать отстоять свои резервы в судебном порядке. О том, что идет подготовка к подаче исков, глава Центробанка Эльвира Набиуллина говорила еще в апреле:
«Это беспрецедентная “заморозка”, мы будем готовить все судебные иски, готовимся для того, чтобы их применить, потому что это беспрецедентно в мировом масштабе».
Иски придется отдельно предъявлять в США, Европу и другие страны, которые заблокировали резервы. Стоит отметить, что судебные тяжбы в таких вопросах длятся годами, а результат зачастую нулевой.
К примеру, «Роснефть»,«Газпром нефть», ВТБ, ВЭБ.РФ и Сбербанк уже обращались в суд ЕС в 2014 году из-за введенных штрафных мер в ответ на аннексию Россией Крыма. Тогда гражданам и компаниям Евросоюза запретили покупать или продавать выпущенные российскими госбанками ценные бумаги со сроком обращения более 90 дней. Решение по этим искам было вынесено лишь спустя четыре года. Банкам отказали удовлетворить их требования.
На путь судебного разбирательства уже встали ряд бизнесменов. Иски в Европейский суд отправили Петр Авен, Михаил Фридман, Дмитрий Пумпянский, Дмитрий Мазепин, Алишер Усманов и другие.
Помимо судебных разбирательств, власти РФ ищут и другие способы, как избавить банки от замороженных активов. В частности, РБК пишет, что в Минэкономразвитие уже подготовили законопроект, который предоставляет такое решение.
По данным СМИ, власти предложат банкам провести реорганизацию, в ходе которой будет создано новое юрлицо, куда будут переведены активы и имущество, попавшие под санкции, а также обязательства перед инвесторами из «недружественных» стран. После этого все расчеты по долгам перед клиентами-нерезидентами будут исполняться только за счет активов новой компании, то есть замороженных.
Схема должна избавить банки от токсичного капитала и судебных тяжб. Кредиторы будут предъявлять иски уже новому юрлицу. В случае положительного решения Фемиды, компания лишится актива, но и долг будет погашен.
Казалось бы, идеальное решение, если бы не одно «но». Сумма замороженных резервов и сумма обязательств перед кредиторами должна быть взаимозачетной. Однако западные инвесторы просто не размещали столько средств в российских банках, сколько у них потенциально замороженных активов. Так что выйти в ноль не удастся.
Запад в разное время уже прибегал к заморозке активов Ирана, Ливии, Венесуэлы, Северной Кореи и Сирии. Были даже прецеденты, когда эти средства передавались в третьи руки.
К примеру, в 2003 году было арестовано 1,7 миллиарда долларов золотовалютных резервов Ирана, которые позже направили на помощь жертвам терроризма.
В 2019-м Вашингтон предоставил доступ к некоторым счетам правительства Венесуэлы в американских банках лидеру оппозиции страны Хуану Гуайду, которого Штаты признали временно исполняющим обязанности президента государства после выборов в 2018 году.
Летом 2021-го, когда талибы вошли в столицу Афганистана – Кабул, а президент Ашраф Гани бежал из страны, США заблокировали 7 миллиардов долларов резервов Центробанка. Спустя полгода в администрации Байдена этим активам нашли применение. Там решили, что они будут использоваться в качестве гуманитарной помощи афганскому народу и компенсации жертвам теракта 11 сентября.
Знает история и примеры разморозки резервов Центробанка страны. В конце 2011 года ООН и Штаты сняли практически все ранее введенные санкции против Ливии после смены власти в государстве.
Впрочем, сегодня Запад активно ищет решение, как передать Украине замороженные активы РФ на восстановление территорий, которые пострадали во время боевых действий.
К примеру, в апреле в Канаде приняли закон, который предоставляет правительству новые полномочия касательно ареста активов российских олигархов, находящихся под санкциями, и передаче вырученных средств Украине.
В США Палата представителей проголосовала за создание межведомственной рабочей группы под кураторство госсекретаря Энтони Блинкена, главным заданием которой станет разработка механизма изъятия замороженного капитала РФ в пользу украинцев. Свои предложения по поводу расширения полномочий Штатов касательно ареста и конфискации активов России выдвинул законодателям и сам президент Байден.
«В рамках пакета будут обозначены новые полномочия по конфискации имущества, связанного с российской клептократией. Это позволит правительству использовать вырученные средства для поддержки Украины и дальнейшего усиления соответствующих правоохранительных инструментов», – сообщается в заявлении Белого дома.
За счет арестованных российских средств в США предлагают помогать не только Украине, но и Сирии. Такую идею продвигают эксперты Atlantic Council.
«Жертвы нарушений прав человека и жестоких преступлений имеют право на правду, правосудие и возмещение ущерба. Возмещение непоправимого вреда, причиненного такими нарушениями, часто принимает форму денежной компенсации, выплачиваемой из средств виновных. Они крайне необходимы не только украинцам, переживающим российское вторжение, но и жертвам продолжающейся российской кампании в Сирии», – говорится в тексте заявления организации.
По конфискации резервов Центробанка РФ в администрации Байдена нет единого мнения, пишет издание The New York Times. В частности, там опасаются, что такой шаг побудит другие страны переводить свои долларовые сбережения в иные валюты и выводить их из-под юрисдикции Штатов.
«Изъятие средств для оплаты реконструкции было бы удовлетворительным и оправданным, однако этот прецедент может оказать негативное влияние на статус Соединенных Штатов как самого безопасного места в мире для сохранения активов», – приводит слова источника The New York Times.
В Евросоюзе также речь идет пока только о конфискации имущества российских олигархов, а не госрезервов России. Там разработали закон, который предполагает арест активов до суда, если это касается подозреваемых в делах о терроризме, торговли людьми, отмывании денег и нарушение санкций ЕС. В Брюсселе считают, что такие нормы откроют путь к конфискации частных российских и белорусских активов лиц, которые ранее были внесены в черный список. Этот капитал собираются продавать, а вырученные деньги направлять в Украину.
Однако в высших кабинетах Евросоюза есть опасения, что чрезмерное послабления в защите частной собственности поставить под угрозу доверие, на котором основываются экономики государств – членов объединения.
Еще в начале мая президент Украины Владимир Зеленский оценивал сумму, которая понадобится на восстановление экономики и инфраструктуры государства, в 600 миллиардов долларов. Однако война продолжается, а значит, и эта цифра будет увеличиваться. Львиную долю бюджета на возобновление страны украинские власти надеются собрать из числа арестованных на Западе российских активов. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль уже пообещал помочь украинцам обустроить свои дома, которые пострадали в ходе боевых действий, за счет этих средств.
«Государство компенсирует расходы, как только наши западные партнеры передадут Украине арестованные и конфискованные российские активы», – заявил глава украинского правительства.
В самой Украине уже приняли закон, который позволяет конфисковать имущество россиян и белорусов, причастных к войне. В мае Бюро экономической безопасности отчиталось, что государство наложило арест на иностранные активы на общую сумму в 30 миллиардов гривен.
Но это капля в море в сравнении с триллионом долларов, который нынче завис в воздухе и в ближайшее время вряд ли кому-то достанется. Россия снова может получить право распоряжаться этими средствами либо после смены власти в стране, либо после подписания мирных договоренностей с Украиной. При этом у Запада нет четкого виденья, как использовать замороженные активы РФ на восстановление пострадавших в ходе боевых действий территорий без ущерба своей репутации надежного места сохранности инвестиций.