ghost
Остальное

Украина и Евросоюз: принять нельзя отказать

фото: MaxPixel
16 июня, 2022

Рассматривая одобрение для Украины статуса кандидата в Евросоюз, которое дала Еврокомиссия, нужно помнить: прием какой-либо страны в эту международную организацию – вопрос не столько правовой, сколько политический.

Разумеется, и чисто правовой фактор здесь тоже присутствует. Например, Грузию отказываются принимать в ЕС по формальному признаку – уровню демократии: там уже третий избирательный цикл правящей остается все та же партия «Грузинская мечта». Но в отношении Украины ситуация иная. Евросоюз может принять ее, минуя стадию кандидата, или же по полной процедуре, выдержав эту стадию, или еще с какими-то дополнительными условиями, или вообще отказать в приеме, как он это делал до начала войны. Все зависит от наличия политической воли.

И в этом отношении вердикт Еврокомиссии значит очень много – причем и он мотивируется именно политическими соображениями. Да, действительно, это решение имеет лишь рекомендательный характер, но для любой европейской страны отмахнуться от такой рекомендации очень непросто. К руководству страны могут возникнуть вопросы, в том числе такие, которые грозят отставкой.

В частности, вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс подчеркивает: «Украинцы защищают наши европейские ценности. И если учитывая это, они просят о возможности вступить в ЕС, мы не можем сказать “нет”».

Издание Politico цитирует высказывание неназванного высокопоставленного европейского чиновника, который, по сути, повторяет то же самое: «Еврокомиссия не забывает, что Украина — единственная страна в Европе, где погибли люди, где в людей стреляли, потому что они были на улицах с флагами ЕС. Теперь мы не можем сказать им: «Извините, ребята, вы размахивали не теми флагами».

Точнее и сказать нельзя. Возможно, какие-то страны приложили больше усилий для вступления в Евросоюз или лучше соответствуют его критериям, но нет страны, которая заплатила бы за свой европейский выбор дороже, чем Украина. Отказав ей в приеме, ЕС отрекся бы от своих принципов.

Вот только жизнь, к сожалению, кое в чем похожа на сказку. А в сказке царь прямо не отказывает герою в руке и сердце своей дочери, но ставит для этого заведомо невыполнимую задачу. Последние события показывают, что некоторые европейские политики в детстве внимательно читали сказки.

В частности, министр-делегат по европейским делам при французском внешнеполитическом ведомстве Клеман Бон заявляет: «Прежде всего эта страна (Украина. – Ред.) находится в состоянии войны, срочность заключается в том, чтобы остановить войну, восстановить Украину, а затем сделать так, чтобы она присоединилась на хороших условиях как для ЕС, так и для Украины». Впрочем, Бон не возражает против того, чтобы Украина уже сейчас стала кандидатом в члены ЕС: «Мы должны дать этот сигнал Украине, быть открытыми для этой кандидатуры». Но рука принцессы будет получена только в обмен на голову дракона, причем этого дракона нельзя унижать.

Руководитель французского государства Эмманюэль Макрон еще менее щедр: «Даже если мы предоставим ей статус кандидата завтра, мы прекрасно знаем, что процесс, предоставляющий ей возможность присоединиться, займет несколько лет, возможно, несколько десятилетий». Поэтому, по мнению Макрона, Украина, наряду с Молдовой и Грузией, должна войти в некое сообщество для подготовки к статусу кандидата в ЕС. Украине предлагают стать не кандидатом в члены Евросоюза, а кандидатом в кандидаты – спасибо, что не кандидатом в кандидаты в кандидаты. При этом всем известно, что уже через пять лет во Франции будет другой президент, а значит, разбираться с этой проблемой предстоит уже ему.

Нидерланды и Дания придерживаются схожей позиции: Украине нужно «фундаментально усовершенствовать свою законодательную и институциональную базу», чтобы соответствовать критериям Евросоюза. Правда, статус кандидата придуман именно для такого совершенствования, и по логике начать следовало бы именно с его предоставления, как и предлагает Бон, а дальше уже запустить процесс доработки украинского законодательства. Такая аргументация – это не причина отказа, а лишь благовидный предлог для него.

Речь в данном случае идет даже не о том, выражает ли Еврокомиссия мнение единой Европы, а о том, существует ли такое общеевропейское мнение в принципе. И если на предстоящем саммите единое решение относительно предоставления Украине статуса кандидата в члены ЕС не будет принято, то это станет поводом для разговора о судьбе не Украины, а Европы.