ghost
Остальное

По религиозным мотивам: в Сургуте силовики провели обыски у «Свидетелей Иеговы»

Фото: wikimedia.org/Andrey Stenin
12 июля, 2022

Последние годы в России массово преследуют членов религиозной организации «Свидетели Иеговы». Ситуация ухудшилась после того, как в апреле 2017 года «Управленческий центр свидетелей Иеговы» был признан экстремистской организацией. По данным правозащитного центра «Мемориал», сегодня в России насчитывается 355 политзаключенных, преследуемых за религию. Всего же преследованию подверглось не менее 635 членов «Свидетелей Иеговы».

  • 20 апреля 2017 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России»
  • В апреле 2018 года, когда в различных регионах страны начались обыски и аресты, были заведены десятки уголовных дел против верующих
  • 7 июля 2022 года в Сургуте силовики провели обыски у пяти членов «Свидетелей Иеговы»

 

Пытки и обыски «Свидетелей Иеговы»

7 июля у пяти членов «Свидетелей Иеговы» прошли обыски. Как сообщили на сайте организации, в том числе повторно пришли к Кириллу Северинчику и Евгению Кайряке, которых в 2019 году пытали силовики. Рейд проводили сотрудники 4-го следственного управления ГСУ СК России при участии сотрудников местного УМВД и УФСБ по Тюменской области и ОМОН Управления Росгвардии по Ханты-Мансийскому автономному округу.

При обыске силовики изъяли Библии, личные фотографии, электронные устройства, банковские карты и настольную игру.

Одним из тех, у кого повторно прошел обыск, был 24-летний Кирилл Северинчик, после чего его увезли в отделение для допроса и вскоре отпустили. В 2019 году Северинчика уже задерживали вместе с семьей. Как он потом рассказывал «Медиазоне», при обыске насилие не применялось, но сотрудники заставили всю семью лечь на пол, в том числе несовершеннолетнюю сестру, а также ругались матом. После обыска Северинчика с отцом, матерью и двумя сестрами привезли в следственный отдел.

«Примерно в 17 часов ко мне подошли два сотрудника в повседневной одежде, которые повели меня в противоположный конец коридора, где завели в помещение, напоминающее туалет. Там было темно, при этом меня поставили лицом к стенке, заставив расставить ноги как можно шире. После этого мне связали руки скотчем за спиной, а на голову одели полиэтиленовый пакет, обмотав голову вокруг пакета скотчем. Затем меня повалили на пол, где связали ноги, также скотчем. В помещении было примерно четверо сотрудников. При этом мне стали перекрывать поступление кислорода, от чего я задыхался, а они спрашивали о моих соверующих. После того как я кого-то не назвал, мне стали наносить по телу разряды ударов электрошокера, который прикладывали в область ягодиц через одежду. При этом кто-то меня придавливал к полу в области груди. Всего было 4–5 разрядов, от которых я кричал».

По словам Кирилла Северинчика, после этого его провели в коридор, где в течение последующих двух часов периодически наносили удары руками в область затылка. В итоге молодого человека отпустили без предъявления каких-либо обвинений, но его отца, Артура Северинчика, отправили в СИЗО по делу о вовлечении в деятельность экстремистской организации.

Тогда же обыск прошел у техника сургутского центра промышленной экспертизы Евгения Кайряка. К нему пришли домой в семь часов утра. Обыск проводил следователь в сопровождении восьмерых силовиков, после чего вместе с супругой Евгения Кайряка отвезли в следственный отдел. Уже там, по его рассказу, и начались пытки.

«(…) двое сотрудников стали заставлять меня встать по стойке “смирно”, оскорбляли и требовали давать показания. Меня поставили к стене, ударами ног по моим ногам расставив мои ноги в стороны. После чего стали наносить удары руками по телу справа в район ребер, а также по голове каким-то предметом, который я не видел. По ребрам ударили примерно 3–4 раза, а по голове не менее 20 раз. При этом требовали дать показания. (…) меня заставили лечь на пол лицом вниз, связали руки за спиной скотчем, а также ноги. Под голову положили тряпку. После чего стали выгибать пальцы на обеих руках, причиняя мне сильную боль. Потом на голову одели полиэтиленовый пакет, перекрывая воздух, от чего я стал задыхаться. Одновременно мне стали наносить разряды электрошокера в область заднего прохода через одежду, от чего я испытывал удары электрического тока и жжение. Я стал кричать. А мне стали задавать вопросы о моей религиозной деятельности, на которые я отвечал, боясь пыток. Если ответ их не устраивал, применяли электрошокер. Всего мне нанесли не менее 10 разрядов. Во время пыток кто-то придавливал меня к полу в районе икры правой ноги. Также через пакет били по лицу рукой».

В итоге, после принудительной дачи показаний, Евгения Кайряка вместе с женой отпустили домой. Он направился в травмпункт, где зафиксировал последствия пыток и написал заявление.

Всего, по данным сайта «Свидетели Иеговы России», во время допросов в феврале 2019 года пыткам подверглись семеро верующих. А на их родственников оказывалось психологическое давление. По факту применения пыток верующие обращались с жалобами в СК, ЕСПЧ и к Уполномоченному по правам человека. В деле сургутских «Свидетелей Иеговы» насчитывается не менее 222 томов. В настоящее время в Ханты-Мансийском АО возбуждены пять уголовных дел против 23 мирных жителей региона, 19 из которых проживают в Сургуте.

«Никто из силовиков, грубо нарушивших закон, до сих пор не наказан. Безнаказанность приводит к тому, что необоснованное уголовное преследование “Свидетелей Иеговы” за веру продолжается не только в Сургуте, но и по всей России», — прокомментировал ситуацию представитель Европейской ассоциации «Свидетелей Иеговы» Ярослав Сивульский.

Волна преследования «Свидетелей Иеговы»

Международная религиозная организация «Свидетели Иеговы» насчитывает более 8,5 млн проповедников по всему миру, из которых в России около 175. Однако с 2017 года община признана в России экстремистской организацией. Вместе с главным «Управленческим центром» под запрет попали почти 400 местных общин.

Официально свою организацию на территории России верующие зарегистрировали в 1991 году. А спустя 13 лет, в 2004 году, по решению районного суда Москвы, местная религиозная община была лишена регистрации и распущена. Однако решение было опротестовано «Свидетелями Иеговы» в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, который в июне 2010 года признал незаконным решение российского суда о роспуске религиозной общины «Свидетелей Иеговы» в Москве и обязал Россию выплатить потерпевшим 70 тысяч евро.

Регистрацию организации возобновили 1 июня 2015 года. Но уже в 2017 году ВС РФ вынес решение о признании «Управленческого центра свидетелей Иеговы в России» экстремистской организацией. Таким образом, последние годы в России ведется кампания преследования «Свидетелей Иеговы», принявшая широкомасштабный характер.

Ситуация ухудшилась в апреле 2018 года, когда в различных регионах начались обыски и аресты, от которых пострадали десятки верующих, многие из которых стали фигурантами уголовных дел и были заключены под стражу. Большинству предъявлено обвинение по таким статьям:

  • ч. 1 ст. 282.2 УК РФ («Организация деятельности религиозной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности»). Статья предусматривает до 10 лет лишения свободы;
  • ч. 2 ст. 282.2 УК РФ («Участие в деятельности религиозной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности», до 6 лет лишения свободы);
  • ч. 1.1 ст. 282.2 УК РФ («Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации», до 8 лет лишения свободы;
  • ч. 4 ст. 150 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу», до 8 лет лишения свободы);
  • ч. 1 ст. 282.3 УК РФ («Финансирование экстремистской деятельности», до 8 лет лишения свободы).

По данным правозащитного центра «Мемориал», сегодня в России находятся 355 политзаключенных, преследуемых за религию, в том числе члены организации «Свидетели Иеговы». Всего же преследованию подверглось не менее 635 членов этой религиозной организации. Среди них 87 находятся под стражей, 39 приговорены к реальным срокам лишения свободы, 48 содержатся в СИЗО в ожидании приговора, не менее 29 содержатся под домашним арестом в ожидании приговора. Также 101 верующий приговорен к условному сроку лишения свободы. Без лишения свободы преследуются как минимум 350 верующих.