Краткая англоязычная версия статьи доступна на сайте Center for European Policy Analysis (CEPA).
В прошлом месяце одна из главных российских пропагандистов, глава телеканала RT Маргарита Симоньян заявила, что в Украине, оказывается, проходит «даже не российская спецоперация против украинских войск».
«Это гражданская война, в которой та часть украинцев, которые являются русофобами, антирусскими в том смысле, в котором фашисты были антисемитами, — она уничтожает другую часть своего же народа. А Россия просто выступает на стороне одной из воюющих сторон», – уверяет Симоньян.
«Ум с сердцем не в ладу»
Подобный тезис противоречит всему, что пропагандисты говорили ранее. Тезис о «гражданской войне в Украине» постоянно присутствовал в российском пространстве как минимум последние восемь лет, однако он всегда касался только оккупированной части Донбасса. Что касается так называемой «спецоперации», то есть полномасштабной войны России против Украины, ранее она никогда не отрицалась, наоборот, все усилия кремлевской пропаганды были направлены на то, чтобы ее оправдать и героизировать.
Это далеко не первый раз, когда кремлевская пропаганда создает альтернативную, не имеющую ничего общего с настоящей реальность. В этой реальности Россия в одиночку бьется за свой суверенитет и независимость против обезумевшего мирового гегемона и его покорных вассалов, спасая от англосаксонского рабства не только себя, но и весь остальной мир. Тем временем неизвестно откуда взявшиеся украинские фашисты стирают с лица земли русские города и уничтожают их жителей, жаждущих прихода «освободительной» армии. Сама же армия героически продвигается вперед, защищая от смертельной угрозы не только Россию, но и весь безграничный «русский мир».
Следует отдать должное тому, что пропагандистские СМИ действительно способны создать яркую картинку и эмоциональный фон, делающий предлагаемую ими реальность особенно привлекательной для зрителя. Однако в этой «героической балладе о силе русского оружия» есть один важный нюанс. Даже самые преданные любители российского телевидения прекрасно знают, что видят в кадре не русские, а украинские города, в которых до российского вторжения 24 февраля в принципе не было никакой войны. Российская пропаганда никогда не скрывала сам факт вторжения, хотя сейчас и пытается максимально дезавуировать его на уровне эмоций.
Подобное нивелирование реальности, особенно ярко выраженное в пассаже Симоньян, – далеко не единственная очевидная ложь пропагандистов, которая видна даже без использования альтернативной информации. Пропагандистские нарративы регулярно противоречат друг другу, а порой настолько саморазоблачительны, что не нуждаются в каких-либо опровержениях. Попробуем привести лишь некоторые, самые яркие примеры этого.
Перед вторжением
Еще до начала полномасштабного вторжения в Украину российские чиновники и пропагандисты не только публично отрицали само намерение начать войну, но и обрушивались с потоком обвинений на западных политиков и СМИ, предупреждавших о грядущей агрессии. Официальный представитель МИД России Мария Захарова неприкрыто глумилась, заявляя, что информация о планах вторжения, опубликованная в немецкой прессе, – это «вранье» и «антисемитский троллинг», который «изничтожает любой здравый смысл».
Незадолго до вторжения глава Россотрудничества Евгений Примаков уверял, что «вся эта история с «нападением на Украину» изначально смоделирована… чтобы мы каждым своим оправданием работали на поддержание этого бреда», а уже упомянутая Захарова за месяц до вторжения добавляла, что предупреждениями о близости войны «Штаты хотят морально изничтожить граждан Украины».
Параллельно с этим часть российских идеологов и пропагандистов открыто призывали к войне, не обращая внимания на ложь собственных «официальных спикеров». Известный кремлевский философ Александр Дугин открыто требовал от Кремля захватить всю Левобережную Украину, дойти до стран Балтии и предложить им выбор: нейтрализация или война. Ему вторил бывший шпион Андрей Безруков, предлагая, правда, несколько более «умеренный» вариант: дойти до границ Западной Украины.
Самым забавным является тот факт, что всего лишь за пару недель до этого Безруков, напротив, уверял, что именно США «спят и видят», чтобы Россия начала войну, а несколькими днями позже, наоборот, призывал «перейти в наступление», воспользовавшись слабостью Запада. Свой тезис о «трусости и продажности Запада» разоблаченный шпион повторяет и по сей день, без тени смущения перемежая его с картинками страшного и «способного на все» врага.
Тем временем весь январь российские телеканалы обсуждали детали возможного захвата Украины, а беглые украинские политики, сидя в Москве, не стесняясь, цитировали их. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев открыто призывал уничтожить западные страны ядерным ударом, а соседние с ним спикеры при этом наперебой твердили о «миролюбивости» России.
Повод для агрессии
После начала полномасштабной войны эти два противоречащих друг другу тезиса продолжали параллельно сосуществовать в информационном пространстве. Так, глава российского МИД Сергей Лавров даже 10 марта умудрился заявить, что «Россия не нападала на Украину». Его коллеги не настолько оторвались от реальности и в основном не отрицали факт вторжения, однако старались придерживаться риторики о «вынужденной спецоперации» и утверждали, что «Америка втянула Россию в войну», разрушая тем самым действующий миропорядок. При этом подобные утверждения спокойно соседствуют с прямо противоположными заявлениями о том, что уничтожение «англосаксонского миропорядка» является «исторической миссией России» и вкладом в «освобождение мира от неоколониального гнета Запада».
«Мессианская» теория, в отличие от концепции «вынужденности» войны, чаще всего не отрицает, что России в любом случае следовало начать войну, чтобы самой освободиться от «колониальной зависимости». Пропагандисты утверждают, что России еще 30 лет назад «была навязана колониальная администрация», а потому война в Украине – это «война за независимость», жизненно необходимая Москве для обретения суверенитета. Именно эта теория на данный момент становится мейстримом и повторяется не только «обычными» пропагандистами, но и российскими политиками.
Самым пикантным моментом здесь является то, в чем, по словам пропагандистов, проявляется «иго». Как пояснил создатель этой теории, уже упомянутый Андрей Безруков, Россия обязана «уплачивать дань» в форме денег, которые российские элиты вывозят за рубеж, разграбляя страну. Таким образом, пропагандисты фактически сами признали, что призывают бомбить соседнюю страну из-за того, что не могут справиться с собственными коррупционерами. Возникает резонный вопрос: если Кремль будет приравнивать к проявлениям «западного ига» каждое проявление своей коррупции (которая, напомним, носит в России системный характер), сколько еще стран Москва может разрушить под этим предлогом?
Помимо того, что никакой логической связки уничтожения украинского народа и государственности с «освобождением от ига» нет, пропагандисты не могут прийти к единому мнению и насчет того, кто именно установил над Россией это «иго». Чаще всего в этой роли выступают США, иногда – Великобритания, но порой используются и более экзотические варианты, к примеру, «жидомасонское мировое правительство». Подобные конспирологические теории существовали и раньше, но только с началом вторжения они стали появляться в мейстримных прокремлевских телеграм-каналах.
Очевидно, что теперь, когда российские чиновники и олигархи не имеют возможности вывозить деньги на Запад, а потому инвестируют награбленное в азиатских и арабских странах, нам следует через несколько лет готовиться к теории «освобождения от восточного арабо-монгольского ига».
Впрочем, теория о том, что именно Запад втянул Россию в войну, не менее внутренне противоречива. Для подпитки ощущения этой вынужденности используются фейки о создании Украиной ядерного оружия, страхи вокруг работавших в стране американских биолабораторий и так далее. При этом СВР России утверждает, что Украина якобы сама вела разработки ядерного оружия по собственной инициативе, а американцы всего лишь знали об этом и готовы были при необходимости помочь. Об этом написали 3 марта «РИА Новости», а буквально на следующий день то же самое информационное агентство со ссылкой на бывшего пророссийского премьер-министра Украины Николая Азарова сообщило, что к концу года именно НАТО якобы планировало спровоцировать конфликт с Россией с территории Украины, разместив там собственное ядерное оружие.
Последствия так называемого «биологического оружия», якобы разрабатываемого в Украине, также предлагаются самые причудливые. Больше всех здесь отличился уже бывший глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, заявивший, что «это оружие воздействует на репродуктивную функцию женщин определенной национальности… вызывает аллергию и непереносимость традиционной пищи». Видимо, последнее в глазах Рогозина является самой фундаментальной российской скрепой.
«Война с НАТО» и пример Гитлера
Насчет того, что на данный момент происходит в Украине, в позиции российских властей и пропагандистов также нет единства. Уже упомянутая Маргарита Симоньян совсем недавно уверяла, что Россия воюет не с Украиной, а с НАТО и США.
«Мы должны понимать, что мы воюем не с Украиной. Совсем не с Украиной. И не только с той точки зрения морально-этической, что мы с Украиной и украинцами не воюем. А с совершенно военной технической точки зрения мы воюем с НАТО», – убеждала пропагандистка.
«Мы воюем с Соединенными Штатами Америки», – вторит ей ее коллега по пропагандистскому цеху Дмитрий Куликов.
В то же время недавно Симоньян, как уже упоминалось выше, начала отрицать сам факт российской «спецоперации» в Украине, заявляя, что в стране идет гражданская война одних украинцев с другими, даже не упоминая при этом НАТО. Ведущие российские СМИ также пишут в своих программных статьях, что «почти весь украинский народ заражен нацизмом», а потому должен пройти тотальную деукраинизацию и полное переформатирование национального самосознания.
Наиболее распространена третья версия, объединяющая две предыдущие. Согласно ей, Украина является «цепной собакой фашизма», используемой Западом против России. При этом пропагандисты предельно расчеловечивают украинцев, называя их «нелюдями» и «отморозками», а также «грязной, наиболее человеконенавистнической частью общества, выкормленными финансовыми олигархами».
Исходя из этого возникает вопрос, что именно российская пропаганда понимает под «украинским нацизмом». С одной стороны, сравнение Украины с гитлеровской Германией с первых же дней войны стало лейтмотивом всех прокремлевских сюжетов. В частности, статья под заголовком «Выяснилось, что общего у Зеленского с Гитлером», была опубликована на «Радио Спутник» в первые же дни войны. Сама Украина также постоянно сравнивается с Третьим Рейхом, ради чего российская пропаганда даже ввела специальный термин: «укрорейх».
9 мая Владимир Путин озвучил данную аналогию прямым текстом. В своем поздравлении главам «Донецкой и Луганской народных республик» он отметил, что «сегодня наши военнослужащие, как и их предки, плечом к плечу сражаются за освобождение родной земли от нацистской скверны». С другой стороны, пользуясь тем, что, как показали результаты опросов, россияне не понимают, что означает «денацификация», пропаганда начала обозначать этим термином ликвидацию всего украинского. Соответственно, любые проявления украинского патриотизма, языка и государственной символики фактически объявляются «нацизмом», а их уничтожение, равно как и бомбардировки украинских городов, – денацификацией.
Забавно, что при всех своих попытках обвинить украинцев в нацизме российская пропаганда не только повторяет эстетику Третьего Рейха, но и периодически проговаривается о своей идеологической близости с ним. К примеру, еще в январе Александр Дугин с предельной откровенностью проводил на своем портале прямые аналогии немецкого и путинского «реванша». «Версальский договор был столь унизителен для Германии, что реванш наподобие национал-социализма Гитлера был предрешен Версальским договором в 1919-м. Также Запад поступил и с Россией в 90-е. Но при Путине Россия окрепла, стала полюсом и начала вести себя суверенно», – откровенничал он.
В мае схожими откровениями поделился еще один признанный кремлевский «эксперт по Украине» Ростислав Ищенко на сайте «Украина.ру», официально входящим в МИА «Россия сегодня». Выступив с осторожной критикой желающих нанести тактический ядерный удар по Варшаве, он напомнил, что России не следует повторять ошибку фюрера. «Гитлер полагал, что Великобритания и Франция из-за нападения на Польшу войну ему не объявят… Но война была объявлена», – предостерег он слишком «горячих» соратников.
Его коллеги Дмитрий Куликов и Михаил Леонтьев оказались еще прямолинейнее. В частности, в эфире канала Соловев.LIVE Леонтьев назвал Гитлера «великим стратегом», но упрекнул его в том, что он объявил всеобщую мобилизацию, исходя из тех же формул, что и сегодняшние российские власти.
«Идейный цинизм»
Тем не менее большинство россиян предпочитают не замечать этих противоречий, выбирая из множества предлагаемых пропагандой объяснений наиболее подходящие им и благополучно забывая про другие. Как отмечают социологи, психологическая потребность обывателей избегать страшной для них правды крайне сильна, и главным способом этого избегания становится доведенный до самоубийственной стадии конформизм. В результате россияне сами изо всех сил стремятся поверить, что очередной удар по нормальной жизни был вынужденным, верным и предпринятым для их же блага. Движимый данной потребностью обыватель сам стремится получить любые объяснения происходящему, не заботясь об их правдоподобности.
Второй причиной успеха пропаганды можно назвать глубинное искажение восприятия, сложившееся за долгие годы информационного воздействия. В сознании российского большинства выстроился иллюзорный мир, в котором весь Запад ненавидит Россию за сам факт ее существования и мечтает уничтожить ее независимо от поведения Кремля. Использование ядерного и биологического оружия против врага в этом мире является чем-то совершенно нормальным, и со временем общество перестает рефлексировать ненормальность таких вещей. Привыкшие жить в агрессивном милитаристском мире россияне уверены, что Запад мыслит в тех же категориях, и уже не могут представить себе иное мышление.
Из двух перечисленных факторов естественным образом вытекает третий, который можно обозначить как «идейный цинизм». Носители этого сознания верят в пропаганду лишь частично, прекрасно понимая, насколько она лжива в других аспектах. Однако такие люди свято верят в постулат «цель оправдывает средства» и согласны на любую подлость, если та, по их мнению, «выгодна России». При этом перечень «выгодного» для страны, опять же, определяется в их глазах пропагандой. Перечисленные выше страхи стали благодатной почвой для возникновения подобного цинизма. Если люди верят, что их враг представляет собой смертельную угрозу, им довольно несложно расчеловечить такого врага и считать, что для борьбы с ним допустимы любые средства.
Результаты этих процессов хорошо видны в данных соцопросов россиян. Даже прокремлевские социологи не скрывают, что и те участники фокус-групп, которые транслируют официально озвученные цели войны (денацификация, демилитаризация), не всегда четко определяет их содержание и смысл. Тем не менее люди утверждают, что «СВО надо вести до конца». Вторая группа участников прямо отмечает, что война – «результат удовлетворения политических амбиций российского руководства и попытка частичного воссоздания СССР», а также «борьба за плодородные земли» и «лобби производителей оружия». Третья группа и вовсе говорит, что цели «спецоперации» им непонятны.
Однако большинство россиян, тем не менее, высказываются за поддержку войны, что подтверждается не только соцопросами, чья достоверность в условиях репрессий сомнительна, но многочисленными свидетельствами российских диссидентов, сообщающих о невозможности найти общий язык с большинством своих близких. При этом, по их словам, доля тех, кто считает борьбу за новые территории достойным поводом для войны, существенно возросла. В уличных опросах россияне прямо говорят, что «следует забрать эту землю себе» и «стереть Украину с лица земли».
Уже упомянутый сайт «Украина.ру» в своем телеграм-канале регулярно глумится над украинцами, в том числе женщинами – жертвами насилия, предлагая «изнасилование по талонам». Он же периодически репостил призывы вешать защитников Мариуполя прилюдно с грузовиков на улицах, «прикрепив им на грудь таблички «Я бандеровец». Напомним, что именно так поступали фашисты с советскими партизанами. Однако все это не смущает российского обывателя, что свидетельствует о серьезном изменении сознания и нравственных ориентиров многих россиян. Похоже, что без долгой и целенаправленной денацификации исцелить российское общество будет уже невозможно.