Прекращение войны в Украине дипломатическим путем, ситуация вокруг Запорожской атомной электростанции и зерновые вопросы – вот главные темы, которые будут обсуждаться на переговорах во Львове 18 августа.
Тут очень важна роль Реджепа Эрдогана, ведь он уже не раз выступал в роли посредника в нынешнем противостоянии России и Украины. Символично, что президент Турции впервые посетит Украину после начала войны. Вероятно, Эрдоган будет склонять Владимира Зеленского пойти на некие уступки и возобновить переговоры с РФ, чтобы Путин смог «сохранить лицо». Но пойдет ли на это Зеленский и на чем он будет настаивать на встрече с генсеком ООН и президентом Турции?
Визит в Украину генсека ООН и президента Турции – это продолжение гуманитарной миссии Организации Объединенных Ннаций при посредничестве Эрдогана. Состоятся также двусторонние переговоры президентов Украины и Турции.
«В ходе переговоров президента Эрдогана со своим украинским коллегой будут обсуждаться все аспекты турецко-украинских отношений, которые находятся на уровне стратегического партнерства», – уверяют у Эрдогана.
Как рассказал политический обозреватель Иван Преображенский специально для «Утра Февраля», Эрдоган едет в данном случае не как посредник, а скорее как посланник Владимира Путина. По словам Преображенского, задача Эрдогана – просто передать какие-то очень туманные предложения о перемирии, которое явно пытается организовать Кремль накануне проведения фиктивных референдумов на оккупированных территориях. При этом сам Эрдоган заинтересован в том, чтобы конфликт тянулся как можно дольше, а он выступал посредником и за счет этого расширял свое влияние.
Украина отчаянно противостоит попыткам начать переговоры с Россией, – пишет в своем телеграм–канале Иван Преображенский. И приводит в пример цитату советника главы Офиса президента Михаила Подоляка.
«Переговоры с Россией будут означать, что Россия выиграла».
По мнению Преображенского, идут довольно отчетливые сигналы на тему потенциальных переговоров.
«Глава британской разведки говорит, что до конца года ни российская оккупационная армия, ни украинская освободительная серьезных наступлений предпринять не смогут. Американцы не исключают возможности возобновления переговоров с Россией по ограничению вооружений. Все делают вид, что их очень волнуют фиктивные референдумы, которые Россия нарисует 11 сентября. Сумма этих и других сигналов, вроде идущих уже закрытых переговоров об обмене заключенными между Россией и США, заставляет предположить, что Запад считает, что Россия готова к переговорам и перемирию и хочет попробовать. Россия же хочет провести в тихой атмосфере псевдореферендумы и даже, похоже, не против на короткий срок подморозить войну, чтобы возобновить наступление со свежими силами и не раньше зимы. Разрушенная коммунальная инфраструктура даст о себе знать в Украине, могут надеяться российские руководители. Украина видит все эти сигналы тоже и прямо заявляет, что она против», – пишет Иван Преображенский в своем телеграм–канале.
Что же касается того, будет ли Эрдоган давить на Зеленского, то, по мнению политолога Владимира Фесенко, Эрдогану нечем «давить» на Зеленского, он может только что-то предлагать. «Эрдоган, скорее всего, озвучит Зеленскому предложения Путина, может предложить вместе с Гуттеришем какие-то компромиссные варианты. Но это будет пока только зондаж самой возможности возобновления мирных переговоров в перспективе. Но и сейчас и на обозримую перспективу сама возможность какого-то мирного соглашения между РФ и Украиной выглядит почти утопической. Позиции Украины и России по мирному урегулированию нынешнего конфликта принципиально различаются (мы хотим деоккупировать оккупированные территории, а РФ, наоборот, закрепить их оккупацию) и совместить их невозможно даже теоретически. Максимум, что возможно в перспективе, и то лишь при определенных условиях и далеко не в ближайшее время, так это возможность договоренностей о временном прекращении огня», – говорит Фесенко.
Как рассказал «Утру Февраля» политолог Рамис Юнус, маловероятно, что Турция как военно-стратегический партнер Украины будет уговаривать Киев в вопросах, невыгодных их стратегическому партнерству, особенно касательно Черноморского региона, где у Турции стратегические интересы, а это никоим образом не совпадает с интересами той же России.
Российская армия захватила Запорожскую АЭС еще в начале марта. С тех пор станцию постоянно обстреливают, что грозит ядерной катастрофой, которая по своим масштабам может быть больше, чем авария на Чернобыльской АЭС. 14 августа 42 страны и Евросоюз призвали Россию вернуть станцию Украине, чтобы избежать атомной катастрофы. Россия хочет, чтобы Запорожская АЭС снабжала электричеством Крым, а не подконтрольные Украине территории. Вдобавок российская армия превратила АЭС в крепость и склад оружия, а также обстреливает украинские территории с ЗАЭС.
По словам политического обозревателя Ивана Преображенского, Запорожскую АЭС точно будут обсуждать. Это один из главных аргументов в российском шантаже сейчас. Но Кремль точно не освободит ее иначе как в ходе военных действий, так что тут нет поля для дискуссии.
С ним солидарен и политолог Владимир Фесенко. По его мнению, миссия на Запорожскую АЭС станет одной из главных тем предстоящих переговоров.
«Но нет оснований ожидать сразу же какого-то результата. Скорее можно ожидать начала закрытых переговоров с участием РФ о нейтрализации рисков вокруг АЭС», – считает Владимир Фесенко.
А Эрдогану должно быть выгодно способствовать предотвращению ядерному взрыву на ЗАЭС. Ведь в зоне прямого поражения от возможного ядерного взрыва на Запорожской АЭС оказывается Турция, – считает член комитета Верховной Рады Украины по вопросам здоровья нации Виктория Вагнер.
«Заклятый друг Путина — Эрдоган, создавший для российского диктатора максимально благоприятные условия, на самом деле для него является разменной монетой. Имея похожий диктаторский тип личности, Эрдоган должен осознавать, на что способен его «партнер». А вот знает ли он, что ожидает Турцию в случае ядерной катастрофы ЗАЭС? Как медик, понимаю, чем может обернуться попустительство турецкого лидера Путину. Даже если загрязнение турецкой территории приведет к лучевой болезни не четвертой, а третьей степени, то смертность в ближайший период составит до 70%. Турецкому лидеру даже нет необходимости доверять украинским источникам, достаточно обратиться за экспертной оценкой к МАГАТЭ, чтобы получить ужасную в своей правдивости картину путинского ядерного терроризма. Если Эрдоган будет адекватно осведомлен об угрозах, у него появится повод для серьезного разговора со своим российским партнером», – говорит Виктория Вагнер.
Проблема на ЗАЭС будет первым вопросом на повестке дня. Россия использует кризис на Запорожской атомной электростанции для того, чтобы надавить всеми возможными способами на Украину, чтобы она села за стол переговоров. Но, как рассказал «Утру Февраля» политолог Рамис Юнус, это не приведет ни к какому результату с точки зрения военно-политических переговоров. И на встрече Зеленского с Эрдоганом и Гутерришем во Львове они вряд ли смогут решить кризис на Запорожской АЭС.
«Переговоры будут идти исключительно в гуманитарной области. Турция и Украина – военно—стратегические партнеры, а у Турции с Россией торгово—экономические отношения. И последние намного важнее. И это надо понимать, когда мы анализируем такого типа встречи. А учитывая, что президент Турции лично приезжает сам в Украину и при личной встрече с Зеленским им есть о чем поговорить», – рассказал Рамис Юнус.
По мнению политолога Владимира Фесенко, ожидать каких-то конкретных решений от этих переговоров не стоит, ведь для этого пока нет предпосылок. «Но Эрдоган и Гуттериш вдохновлены успехом «зерновой сделки» и пытаются развить этот относительный успех. Однако пока речь идет лишь о прелюдии к неким будущим переговорам. Максимум, о чем могут договориться, – это возобновить мирные переговоры в Стамбуле. Предпосылок для каких-то других более серьезных договоренностей сейчас нет, и они даже не просматриваются», – говорит Фесенко.
Как рассказал «Утру Февраля» политический обозреватель Иван Преображенский, Украине эти переговоры могут дать только одно. Она может выдвинуть какие-то предложения, которые Россия точно не выполнит, чтобы лишний раз показать, что в реальности Кремль сам тоже не стремится к установлению мира. Путин только манипулирует темой переговоров.