ghost
Остальное

Под дулом автомата и угрозой мобилизации: как проходили «референдумы» на оккупированных территориях

Фото: Alexander Ryumin/TASS
27 сентября, 2022

Сегодня заканчиваются так называемые «референдумы» на временно оккупированных украинских территориях – в Запорожской, Херсонской, Луганской и Донецкой областях. Российские власти полностью не контролируют ни один из этих регионов, а из самих городов выехало большинство людей. Но это не помешало оккупационным властям говорить о рекордной явке и желании людей поскорее стать частью России. Для Украины эти «референдумы» означают, что переговоры с Россией больше невозможны.

  • О проведении «референдумов» на временно оккупированных территориях ходили слухи несколько месяцев
  • 23 сентября в захваченных украинских городах стартовал четырехдневный «референдум»
  • Оккупанты ходят по домам украинцев и под дулом автомата заставляют ставить галочки в бюллетене

«Утру Февраля» удалось пообщаться с жителями оккупированных территорий о том, как проходит «голосование».

Ответ на успешное контрнаступление ВСУ

Одной из ключевых политических линий, которая позволяла властям России безнаказанно делать все, что заблагорассудится, было то, что действовал негласный закон: «мы не лезем к вам в дом, вы не лезете в политику». Но с началом полномасштабной войны в Украине, а потом – после объявления  частичной мобилизации этот закон был нарушен. Теперь война касается практически каждого россиянина, хотят люди того или нет. И тут как ни крути властям нужен серьезный аргумент.

Можно предположить, что частичная мобилизация в 300 тысяч военных – это только этап к мобилизации миллионной армии, которая беспощадно продолжит громить украинские города. После успешного контрнаступления ВСУ в Харьковской области власти России сначала держали молчание, а после решили пойти на эскалацию войны. Но для этого тоже нужны ресурсы, которые, судя по всему, уже на исходе.

Разговоры о проведении «референдумов» на временно оккупированных украинских территориях ходили с начала лета. Но все время откладывались. Теперь же процесс решили ускорить и объявили о них буквально накануне – 23 сентября, через пару дней после объявления Путиным частичной мобилизации в России. Результаты «голосования», которые нетрудно предугадать, не признают все цивилизованные страны, кроме, безусловно, самой России — и тогда будет веское основание послать на войну вообще всех, кого можно, чтобы защитить «территории России».

И первую очередь в военкоматы отправят, скорее всего, именно жителей оккупированных городов и сел. Беспрецедентно также, что «референдумы» должны признать территорией России Запорожскую, Херсонскую, Донецкую и Луганскую области в их административных границах, хотя ни одна их них не захвачена полностью.

После успешного харьковского контрнаступления ВСУ зашли в Луганскую область, в Донецкой российская армия за 210 дней войны так и не смогла захватить и ее трети. В Запорожской российские войска не контролируют больше половины региона и саму его столицу – Запорожье. А после объявления «результатов» российские власти будут требовать от Украины полностью освободить эти территории, что может привести к эскалации конфликта. Такое мнение в интервью BBC высказал эксперт Международной кризисной группы, изучающей особенности войн, Олег Игнатов.

«После аннексии Россия, наверное, потребует, чтобы Украина освободила эти территории добровольно, и тогда она гарантирует, что война закончится. И это сигнал будет для всех, и для Запада: если вы хотите, чтобы война закончилась, признайте статус-кво, что мы присоединили четыре украинских региона. А возможно, Россия дальше пойдет в наступление, для этого и была нужна мобилизация. Вероятно, зимой может начаться новое наступление на Запорожье, Донецкую область и могут попытаться вернуться в Харьков».

Голосование под дулом автомата

Одна из камер наружного наблюдения в Энергодаре Запорожской области запечатлела, как сотрудники «избирательной комиссии» проводят голосование на дому в сопровождении двух вооруженных военных. Видео иллюстрирует популярное после аннексии Крыма в 2014 года выражение «голосование под дулами автоматов».

Фото: соцсети

Жители Энергодара на условиях анонимности поделились с «Утром Февраля» тем, как проходило само «голосование».

«В общем выглядит это так: пришли две женщины с урнами и бюллетенями. А сзади них два амбала чеченца. Я не шучу, два робокопа, два метра роста, каждый по 120 кг, бороды лопатой. И у каждого пушка. Не такое оружие, как у обычных российских военных. А вот именно винтовка со снайперским прицелом. Наблюдатели-гориллы, одним словом. Дают нам бюллетень и говорят голосовать при них. То есть не так, как на нормальных выборах: паспорт, голосуем за столом в комнате – нет. Возле двери и расписываемся, без документов, чисто так, на добром слове. Ну и что в этой ситуации ставить? Конечно же, ты ставишь, что ты за Россию, а как иначе? Ты всем сердцем и душой за Украину, но выбора нет. Я не уверен, что если бы они увидели мое “нет”, не прострелили бы мне колено. Очень смущает момент, что не берут паспорт. По сути, эти бумажки им для виду, что голосование прошло, но на деле они напишут свои бумажки. И ходят эти персоны не только по квартирам, но стоят еще и на улице, вылавливают людей из магазинов. Что будет дальше – я не знаю. То, что Энергодар признают Россией, – очевидно. Я очень люблю Украину и хочу жить только под сине-желтым флагом. Но вы же понимаете, что дальше только выбивать их отсюда придется, а здесь атомный объект. Да и момент с зарплатой не ясный. Энергодар объявят Россией, а платить зарплату на ЗАЭС нам будет Киев».

Как проходило «голосование» на самой атомной электростанции рассказали в «Энергоатоме».

«Большая группа мужчин в гражданском дождалась окончания смены на станции и смешалась с ее персоналом, выходившим после смены. По дороге “засланные казачки” раздавали интервью российским СМИ и восклицали слова поддержки России и фейковому “референдуму”. После этого они пошли к автобусу, в котором проводилось “голосование”, и показательно заполнили бюллетени».

О том, что на «референдум» оккупационным властям не удается собирать людей, говорил и украинский мэр Мелитополя Иван Федоров. По его словам, в городе осталось около 60 тысяч человек из 150 тысяч, проживавших там до войны. За три дня «референдума» проголосовать решили только 20% оставшихся жителей, заявил Федоров. Оккупационные власти ходят по адресам прописки и заставляют жителей города голосовать за родственников или вообще чужих людей, сообщил мэр.

Фото: соцсети

Но отсутствие людей и абсолютная незаконность проводимого «референдума» совершенно не смущают власть России. А сразу после «референдумов» на временно оккупированных территориях проведут мобилизацию. И самое ужасное, делятся жители Херсона, что выехать или как-то избежать поимки будет практически невозможно после объявления региона «территорией России».

«Мы все осознаем, что как только пройдет “референдум” – не важно, что они там смогут, не смогут, естественно, они уже мысленно присоединили нас к себе – то сразу же будут брать за шкирку наших мужчин и отправлять их на войну. Вот из-за этого больше всего переживают и, в основном, из-за этого думают ребята по селам. Они уже никуда не могут уехать, потому что за несколько дней до объявления, что будет “референдум” и будет мобилизация в России, за несколько дней до этого, кстати говоря, Херсонскую область полностью закрыли. То есть ни въехать ни выехать. Если раньше это касалось мужчин, то сейчас это начало касаться еще и женщин. То есть мне знакомые рассказывали, что все уже. Наглухо замуровали».

Реакция Киева на происходящее была ожидаемой. Президент Украины Владимир Зеленский заявил 25 сентября, что после окончания «референдумов» будет считать невозможным «продолжение каких-либо дипломатических переговоров» с Россией. В то же время украинская сторона утверждает, что это никак не поменяет планы на деоккупацию захваченных территорий.