ghost
Остальное

О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯХ

9 февраля, 2023

Однажды, когда я искал международных партнеров для «Сколково», меня познакомили с Майером Бёрлоу. Майер когда-то руководил AOL, долгое время главной интернет-компанией мира, и организовал её слияние с конгломератом Time Warner. В общем, для меня это знакомство можно было сравнить со знакомством с Королевым или Калашниковым.

Майер усадил меня за большой переговорный стол. Рядом с ним расположились его сотрудники, всего человек 6-8. Харизма била через край: Бёрлоу здоровый мужик, с эйнштейновской копной седоватых волос, торчащих во все стороны. Эдакий гризли с острым лукавым взглядом.

– Илья, скажите прямо, вы коммунист? – был его первый вопрос, вместо «здрасте».

Честно скажу: мне подобный вопрос задают часто, и обычно он не предвещает ничего хорошего. Особенно ничего хорошего он не предвещает, слетая с уст людей бизнеса.

Для большинства нет большего врага предпринимательства, чем левые. На самом деле это совершенно не так. Враги предпринимателя – те, кто не видит за работой человека,

всё меряет денежными знаками, отрицает созидательное начало личности.

На мой взгляд, настоящие враги предпринимательства – монетаристы Гайдар и Кудрин.

Есть бизнесмены, есть менеджеры, а есть предприниматели. Бизнесмены – это купи-продай, а не обманешь – не продашь. Менеджеры – те, кто управляет, организует из хаоса порядок. Предприниматель – другой. Это человек, меняющий мир. Когда Марк Цукерберг делал Фейсбук, он думал о двух вещах: как произвести впечатление на свою девушку и как войти в закрытый для него престижный гарвардский студенческий клуб. А когда Левша подковывал блоху, то думал про английских конкурентов. Вряд ли финансовая мотивация была главной для Евгения Касперского или Аркадия Воложа, когда они создавали «Лабораторию Касперского» и Яндекс.

Предприниматель – это не всегда про бизнес. Любое новое явление общественной жизни создает предприниматель. Мои друзья, в несколько дней запустившие общероссийскую кампанию помощи кубанскому городку Крымску, затопленному в августе 2012 года – лучший пример социальных предпринимателей. Их труд измеряется не в деньгах, а в общественном благе, в счастливых глазах тех, чья жизнь стала лучше.

Когда-то мне в руки попалась книга, ставшая для американцев второй библией – «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. По иронии судьбы, сама Айн Рэнд (Алиса Розенбаум) – наша соотечественница, уехавшая из Ленинграда в 1925м году. Она провозгласила идеологию либертарианства, минимального государства, когда всем рулят предприниматели и частная инициатива. В книге много наивного и того, с чем я не согласен, но главное показано верно. Это

главное противостояние современности –

между теми, кто что-то создает, придумывает, производит, строит, и теми, кто хочет на них паразитировать:

бюрократами и изобретателями всевозможных правил и запретов. Им всё равно, с кем бороться – с владельцем пекарни или волонтером, тушащим пожар в лесу. Лишь бы остаться главными и всё контролировать. Правые во главе с Айн Рэнд ошибаются, считая, что только деньги могут освободить человека. Как раз с деньгами, с неравномерностью их распределения неизбежно придет государство со своим репрессивным аппаратом. Во имя сохранения частной собственности оно применит узаконенный рэкет в отношении предпринимателей, пугая имущих народом и левыми.

Фундаментальная ценность для левых – изжить государство, сделать его ненужным, сделать принуждение излишним, освободить труд и творчество от эксплуатации капиталом.

Но без боя старый мир не сдается. Бизнесмены пытаются вульгаризировать левых, отождествить нас с всеподавляющим государством и высокими налогами, поставить знак равенства между собой и предпринимателями. Но их время уходит вместе с индустриальным капитализмом.

2.

А что же Майер? Что-то мне подсказало: рассказывать всё это ему бесполезно и ненужно.

– Да, я левый, – ответил я тогда, – чего и вам желаю.

– Это потрясающе! – проревел американский гризли. – И как ты считаешь, кто был прав в споре Сталина с Троцким?

Я посмотрел на него непонимающе.

– Да ладно, парень, я окончил в 1968м Ленинградский политех, не тушуйся!

Тут на него изумленно посмотрели 6-8 помощников. Это они явно слышали впервые.

Оказалось, что степень у него была по политологии, и рамках программы обучения он стажировался в Ленинграде. И вернулся убеждённым коммунистом.

– У меня в кабинете в America Online портрет Ленина висел, пришлось снять, – пожаловался неожиданный единомышленник. – Акционеры говорили, такой руководитель плохо влияет на капитализацию компании. Но я их перехитрил, пойдем покажу!

Мы бросили помощников и пошли в его кабинет. На столе стоял бюст Дзержинского.

– Прикинь, тут никто не знает, кто это. А чем основатель КГБ хуже Ленина, а?..

Нынешняя компания Майера называется «Нанотерра». В её основе идея, за реализацию которой многие ученые новосибирского Академгородка продали бы душу. Несколько докторов наук (один даже лауреат Нобелевской премии) сложили вместе патенты на свои изобретения, и предлагают на их основе разрабатывать за деньги продукты для разных корпораций. Так они сделали покрытие для Боингов, снижающее сопротивление воздуха; технологию очистки канализационных и водопроводных труб, резко повышающих время их службы, и многое другое. А прибыль честно делят между учеными и теми, кто продает их время и головы. Все довольны, и все партнеры.

Майер говорит:

предприятие будущего – это семья, где каждый заботится о других её членах просто по факту своей принадлежности к ней.

Он рассказывает, что они взяли на вооружение принцип, существовавший в Китае: разрыв заработных плат на предприятии не может превышать 5 раз. То есть если директор получает миллион – отлично, но тогда уборщица должна получать двести тысяч. Нанотерра – предприятие будущего.

3.

Работая с инноваторами, я часто слышу: русские плохие предприниматели. Может, опыта нет, а может и генетически неспособны. Меня это возмущает.

Моя Россия – страна предпринимателей.

Ни у кого нет такого креативного потенциала, особенно в деле борьбы с государством и тупыми законами, как у выходцев из СССР. Коррумпированные и невежественные политики воспитали в нас такую смекалку и гибкость, какой нет ни в одной стране. Но смысла создавать новое на постсоветском пространстве до сих пор не было. Делить старое проще и выгоднее. Это нужно исправить – дать стимул трудиться. Прославить не тех, кто ворует, а тех, кто делает новое. Предпринимателей.

Я – предприниматель, и горжусь этим.