Сколковский институт науки и технологий и подведомственный Минцифры Научно-исследовательский институт радио запросили из бюджета более 30 миллиардов рублей на разработку оборудования и исследования электромагнитной безопасности новых сетей для обеспечения связи шестого поколения.
В Международном союзе электросвязи начали обсуждать перспективы 6G еще в 2018 году. Однако, согласно отчету Next G Alliance, предложения по формированию технического стандарта начнутся только в 2027 году.
Ожидается, что беспроводные системы 6G смогут передавать данные со скоростью более 1 терабайта в секунду. Это в несколько сотен раз быстрее, чем 5G, и в тысячу раз быстрее, чем 4G.
Связь шестого поколения позволила бы квадрокоптерам, которые используют для мониторинга лесных пожаров и поиска пропавших людей, сразу же передавать координаты, а не записывать их на карту памяти.
Сеть 6G также могла бы существенно повлиять на систему здравоохранения в позитивном ключе. Вполне вероятно, что это поколение связи позволило бы практиковать дистанционную хирургию.
А еще сети 6G смогут обеспечить качественное соединение при перемещении пользователя в пространстве со скоростью до 1000 км/ч – как при поездке на скоростном поезде, так и при путешествии на самолете.
Ожидается, что 6G будет работать в диапазоне от 95 ГГц до 3 ТГц. Однако это потребует перестройки сетей по всему миру. Более того, терагерцевый диапазон ранее никому не выделялся ни под какие задачи. На данный момент он не изучен ни с точки зрения передачи данных, ни с точки зрения безопасности для человека.
Скачок от 4G к 6G специалисты по связи объясняют тем, что мобильные операторы просто не могут получить частоты в диапазоне 3,4–3,8 ГГц, которые используются в мире для 5G, поскольку в России они принадлежат Минобороны, то есть на них работают спецслужбы. В это же время потребность в увеличении скорости передачи данных для предприятий возрастает в связи с территориальной разбросанностью их коллективов. Для компаний важно передавать большое количество данных практически одномоментно для принятия быстрых решений.
Однако прежде чем направлять деньги на исследование направления 6G, следовало бы определить круг стран и производителей оборудования, с которыми в дальнейшем можно будет определить техстандарт и частоты. В одиночку развивать связь шестого поколения у России не выйдет, поскольку страна не обладает техническим суверенитетом.
А вот мобильные операторы настаивают, что в условиях дефицита оборудования необходимо все деньги и усилия пустить на поддержку стандарта 4G, которого вполне достаточно абонентам для удовлетворения их повседневных потребностей.
В начале апреля Евросоюз согласовал пятый пакет санкций, который предусматривает запрет на экспорт в Россию телекоммуникационного оборудования. После такого решения ЕС шведская компания Ericsson и финский производитель Nokia объявили о своем уходе с российского рынка. Без всяких заявлений прекратила поставки своего оборудования в РФ китайская компания Huawei, по всей видимости опасаясь вторичных санкций и проблем с ведением бизнеса в западных странах.
Весной комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по связи и информационно-коммуникационным технологиям подсчитала, что у мобильных операторов резервов оснащения хватит максимум на полгода, затем же будем возрастать риск аварий и нарушений стабильности сетей.
И вот в конце прошлого месяца мобильные оператора из «большой четверки» – МТС, «Билайн», «МегаФон», Tele2 – приняли решения о демонтаже части своего оборудования в населенных пунктах с малым количеством абонентов.
Например, компании стали активно перемещать свои роутеры 4G из Московской области в столицу, где обслуживание станции более выгодно с точки зрения финансов и покрытия. Это не означает, что в населенных пунктах, отдаленных от мегаполисов, и вовсе пропадет связь, однако она становится на порядок хуже. Например, голосовое сообщение остается все еще доступным, тогда как доступ к высокоскоростному интернету пропадает.
Проблемы у мобильных операторов возникают не только с дефицитом оборудования, но и с ростом финансовых затрат. В частности, дополнительные расходы ложатся на плечи компаний из-за роста востребованности сервисов VPN среди россиян. За последние пять месяцев страна вышла на второе место по скачиванию подобных приложений, уступив лишь Индии. Только за первые три недели июля россияне скачали VPN-сервисы более 12 млн раз.
С одной стороны, использование подобных приложений повышает трафик, а значит, и доход мобильного оператора. С другой – когда абонент пользуется VPN, он ресерчит по Всемирной паутине, задействуя зарубежные каналы связи, которые вовсе не бесплатны для компаний, предоставляющих услуги сотовой связи.
В апреле «большая четверка» – МТС, «Билайн», «МегаФон», Tele2 – уже повышала тарифы. В среднем услуги связи в России подорожали на 10%. Однако, судя по всему, это далеко не последний скачок цен, поскольку Минцифры разрешил индексировать тарифы на основе экономической ситуации. Сейчас инфляция в стране сохраняется на уровне 15,9%.
Учитывая тот факт, что в России на сегодняшний день большие проблемы по поддержке стандарта 4G, из-за нехватки оборудования интернет пропадает на трассах и в отдаленных от мегаполисов населенных пунктах, целесообразность выделения денег из бюджета на развитие следующего поколения связи выглядит напрасной.