Российские эмигранты боятся отмены виз, но продолжают бояться Путина больше и злятся на всех, кроме себя.
В Литве за три дня собрали 5 миллионов евро для покупки ударного беспилотника «Байрактар» для Вооруженных сил Украины. Инициировал сбор средств литовский телеведущий Андрюс Тапинас из онлайн-телеканала Laisves-TV.
В Польше 22,5 миллиона злотых (более 4,5 миллиона евро) собирали чуть дольше. Сбор средств организовал главный редактор издания «Политическая критика» Славомир Сераковский.
Украинский телеведущий и волонтер Сергей Притула вместе с блогером Игорем Лаченковым тоже всего за несколько дней собрали 600 миллионов гривен. Этого хватило, чтобы купить четыре «Байрактара».
Российские журналисты и политики в эмиграции инициировали ноль сборов средств на борьбу с Путиным и собрали ноль евро. На этом, в принципе, колонку можно было бы и закончить, но давайте еще немного поговорим.
Читатель здесь скажет, что сейчас по всему миру многие россияне помогают Украине. И это будет правда – целый ряд людей покупают гуманитарную помощь, некоторые помогают военным медикам, кто-то волонтерит для беженцев, и сотни тысяч пишут в Фейсбуке пламенные посты. Вон, главред «Новой» Дмитрий Муратов вообще смог умопомрачительную сумму в 100 млн долларов собрать для украинских детей.
Украинцы сначала с большим воодушевлением принимали эту помощь, считая, что это лишь первый шаг. Но оказалось, что Украине россияне помогать готовы, а бороться с Путиным им страшно. Посадят же! И получается, что все усилия эмиграции выглядят сейчас в глазах тех, кто на фронте, как попытка спрятаться за их спины и поменять власть в России их руками. Это раздражение копилось и вылилось в слова Зеленского про то, что надо закрыть для россиян въезд в Европу. И тут разверзлись небеса «праведного гнева»…
А ведь на сотку миллионов баксов (5,5 млрд рублей) действительно можно профинансировать создание в России крепкой партизанской сети, закупить оружие и создать схроны, обеспечить повстанцев транспортом и конспиративными квартирами. И пылать военкоматы, и сходить с рельсов военные эшелоны будут по всей России. Да и не только это – традиции народной борьбы с потерявшими все берега чиновниками в России богатые (мы помним героев-народовольцев и эсеров).
Ну ладно последовательный гуманист и пацифист Муратов. А где все остальные российские журналисты? Андрюсу Тапинасу в Литве собирать деньги на «Байрактары» не страшно, а вам что страшно? Или вы до сих пор в белом ходите? Так не сезон. Расстрелянные в затылок жители Бучи, разорванные ракетами дети, изнасилованные женщины, руины Бородянки и Мариуполя, обугленные трупы украинских военнопленных в Еленовке. Ваши «белые пальто» – в украинской крови. Стреляют и режут путинские солдаты, а вы стоите рядом и не вмешиваетесь. Боитесь оказаться на месте жителей Бучи? Окажетесь, если не начнете сопротивляться, как украинцы. Хотя бы как литовцы и поляки.
Тут даже вопрос не в сборе средств. Деньги в России (и в российской эмиграции) есть у многих. Но кто-то не верит в возможность успеха (выученная беспомощность, которой и добивался Путин последний десяток лет репрессиями), а кто-то просто боится. В любом случае следует понимать, что необходимо устранить причину нестабильности и международной опасности – путинский режим, а не только топить чувство вины в помощи его жертвам, как будто это решит проблему.
Ну а пока российская эмиграция трясется от ужаса от одной мысли о необходимости реальной (не ленточками-шариками) борьбы, всю тяжелую работу делают простые парни «из народа». Молодые люди, идеалисты – анархисты, леваки, националисты и прочие «экстремисты» – все те, кого вы так презрительно называли все эти годы «маргиналами». Сегодня эти «маргиналы» всем рискуют и жертвуют собой ради нашей общей победы. Ради будущего России. Они не боятся ни тюрьмы, ни пули. 15 августа двоих из них убили ФСБшники под Волгоградом. В прекрасной России будущего мы назовем их именами улицы этого славного и много повидавшего города.
Посмотрите мартиролог Героев небесной сотни, павших на Майдане за свободу и независимость Украины. Именно люди такой породы сегодня жгут путинские военкоматы, протыкают колеса автомобилям с Z-символикой, устраивают акции на железной дороге, противостоят военной агрессии как могут. Не имея ни поддержки, ни денег на борьбу.
Костяк новых партизан – молодежь, которой нечего терять. Вернее те, кто потерял самое главное – будущее, которого у них нет в путинской России. Ведь все ресурсы богатейшей страны принадлежат друзьям Путина, олигархам и чекистам. И передаются по наследству их детям. Поддержите ли вы назревающее против путинского феодализма восстание? Или также самоустранитесь, как от сбора средств на «Байрактары» для украинской армии?
Вам необязательно для этого самим идти на амбразуру. Вполне достаточно тихо работать, не афишируя свои политические взгляды, но пересылать деньги на революционные организации через криптовалюту. Это несложно и совершенно безопасно. А в нужный момент выйти вместе на площадь, но уже не Болотную, когда режим начнет шататься, и те самые партизаны поднимут бело-сине-белые флаги, штурмуя Лубянку и Кремль.
Вы не верите в реальность этого? Я вас понимаю. Но осознайте, что мы волей-неволей все оказались на войне. И солдатам генералы не обязаны доказывать правильность своих решений. Этой войной руководит Владимир Зеленский, и он говорит, что нужно сейчас для фронта. Я считаю, что если мы действительно хотим победить, то должны принять его слово как значимое для каждого из нас и прислушаться к тому, что просит от нас Украина. Так поступает сейчас весь мир.
Есть и еще кое-что. В российском оппозиционном кластере имеются не только пугливые и не верящие в успех, есть еще и циничные. Те, кто рассчитывает, что народ, та самая радикальная молодежь, проломит собой кремлевскую стену, а они потом прямо из эмиграции войдут в этот пролом и будут править на руинах путинского режима. Могу гарантировать, что так точно не выйдет.
Можно сколько угодно сидеть на берегу в ожидании, когда проплывет труп Путина (и он скоро проплывет), но это совершенно точно не подходящий способ, чтобы получить в свои руки власть. Власть будет у тех, у кого в руках винтовка. Если у вас ее нет, и не вы ее покупали тем, кто ее держит сейчас – она точно будет работать не на вас.
Мне сейчас многие пишут – а сам-то! Отсиживаешься за границей, а нам не даешь? Хочу сказать, что я как раз всегда делаю то, что говорю. Я в 2014-м не уезжал из России, а не смог вернуться. Ну что ж, начав жизнь с нуля, с 20 долларов в кармане, я за полтора года скопил достаточно, чтобы создать новый бизнес. И тут же приехал в воюющую Украину. Пока жил в Киеве, пережил смерть нескольких друзей от рук путинских убийц; сам довольно случайно смог увернуться от чеченского киллера. И с первого дня войны подписал контракт с украинской армией.
До 24 февраля я думал так же, как многие из тех, кто сейчас сокрушается про визы. В отличие от романтиков, полагал, что власть в России крепка и сравнительно долговечна, в болезнь Путина не верил ни тогда, ни сейчас, и моя стратегия была – жить в Украине, строить дом, растить бизнес и зарабатывать деньги на будущую революцию, до которой еще лет 10 как минимум.
Однако с 24 февраля я вернулся в Россию. Пока что я и несколько тысяч моих соратников еще с другой стороны линии фронта, но уже не в другой стране. Скоро мы вернемся в Москву. И там я надеюсь встретить многих из вас – и друзей, и оппонентов.
А я пока пойду почищу свой автомат. Он у меня с утра февраля, с первых дней войны, когда путинские войска стояли еще под Киевом.
Он и рождает власть. Прямо сейчас.
Илья Пономарев, депутат Госдумы РФ в 2007–2016 гг., основатель канала «Утро Февраля»