ghost
Остальное

Десять лет назад в России окончательно оформилась диктатура

7 мая, 2022

6 мая 2012 года противостояние между оппозицией и силовиками завершилось разгоном «Марша миллионов за честные выборы». Это ознаменовало переход к тоталитарной системе в России.

О печальных уроках мая 2012-го размышляют свидетели и участники тех событий.

Протестная активность, вспыхнувшая на фоне фальсификаций выборов в Госдуму в декабре 2011-го, уже шла к тому времени на спад. Но предстоящая инаугурация Путина, по мнению организаторов марша, могла придать протестам второе дыхание.

Однако власти подготовились к такого рода исходу. А дальше произошла провокация «правоохранителей» с задержкой колонн протестующих в «бутылочном горлышке» при входе на Болотную – создание пробки, грозившей новой «Ходынкой» (возможно, решение устроить сидячую забастовку спасло жизни многих людей). Далее произошли попытки прорыва на площадь, противостояние с силовиками, разгон протестующих. И, в конечном итоге, это привело к «Болотному делу» с одновременным резким ужесточением законодательства о массовых акциях.

Оцепление на Болотной площади (схема dw.com)

Общественный деятель, участник Форума свободной России Даниил Константинов:

«Шанс на победу был. На победу политической оппозиции, на победу гражданского общества. Больше того, шанс есть всегда. Его просто надо правильно использовать.

Но для начала, для того, чтобы победить, надо очень четко понимать, чего именно ты хочешь добиться. Победа должна быть понятной, конкретной, осязаемой и достижимой.
Окончательная победа над режимом – это его демонтаж. Полная деконструкция. Целиком и полностью. Уход в отставку высших должностных лиц, включая президента. Роспуск правительства и нелегитимного парламента. Расформирование карательных органов с последующей люстрацией и судами над теми, кто совершил конкретные преступления. Освобождение политзаключенных.
…Тогда, в горячке всех этих событий никто всерьез даже не предлагал такое понимание “победы”. Никто (или почти никто, за исключением самой радикальной части оппозиции) не ставил себе таких целей.
Я хорошо помню доминирующий тренд общественных настроений того времени.
“За честные выборы” (это как именно!?), “Чурова в отставку”. “На власть надо влиять, а не менять ее”. И так далее и тому подобное. Общий трэнд был эволюционный, а не революционный. Давайте это признаем».
Основная мысль большинства публикаций – попытка анализа ошибок тогдашнего протеста. Что было не так с российской оппозицией в 2011-12-м?
И основной ошибкой многие  считают оторванность протеста от основной массы народа, который нельзя было назвать довольным ситуацией в стране.
«Главная мысль тогда – что же вы (мы) на выборах-то так зациклились, это ли основное? Это было важно в самом начале, дальше следовало тему развивать и развивать.
Гуманизация тюрем.
Гуманизация законодательства.
Долой запретительство! Да одно лишь противодействие антитабачному закону (он уже тогда был принят, вступил в действие позже – и частями) дало бы миллионы сторонников!
Деньги – людям в нищих регионах! Достойная плата за труд!
Вас бы не поняли? Вас бы не оценили?!
Но – нет. “Честные выборы!”, “Дайте нам честные выборы!”… И что? И всё.
Еще одна ошибка – в общем, связанная с первой: неверие в свои силы.
Когда сегодня я читаю про “большинство поддерживает” – на основании “соцопросов”, т.е. пропаганды, на основании уличных опросов, что совсем уж плохо, в лучшем случае – на основании “один таксист мне сказал” (а мне вот одна продавщица другое сказала!), – я вижу, что эта ошибка не изжита. А многими даже и не проговорена».
Именно оторванность от «глубинного народа» отличает протесты-2012 в России от украинского Майдана.

«В Киеве выходили украинцы, а в Москве – “люди с хорошими лицами”.

И вот отлично помню, как на митинге в Питере – в Питере! – Троицкий начал свое выступление со слов “Я приехал к вам из Москвы…” – и тут я должен был, видимо, о***ть и заорать “О, из самой Москвы!” – но вы вообще представляете, чтобы в Харькове, или в Днепре, или в Одессе, или во Львове кто-нибудь начал выступление со слов “Я приехал к вам из Киева”, а?!
И ещё.
Много позже я писал, что поверил в победу второго Майдана тогда, когда на фотках увидел, как среди хипстеров с флагами ЕС и ЛГБТ начали тусить мужички характерного пригородного вида, у которых на лице было такое характерное “горилка-шашлыки-рыбалка” – и вот они с хипстерами общались на одном языке (я не про украинский/русский). И для девочек-колибри с разноцветными волосами, которые разносили кипяток и хлеб и, казалось, легче бы поняли португальский, чем те густые украинские диалекты, на которых эти мужички разговаривали – для них это был не экзотичный “глубинный народ”, а свои, абсолютно свои в доску дядьки, и они знали, о чем и как с ними разговаривать.
Это то, что я представить на наших протестах не могу вообще и в принципе. И мы не байрактарами проиграли, отнюдь».

Поэт и общественный деятель Алина Витухновская подводит итоги:
«Упоенная иллюзией собственной элитарности, псевдостатусами и сказочному распределению ролей в “прекрасной России будущего”, превращающейся все в бОльшую утопию, она вольно или невольно выдала настоящий карт-бланш этой власти — 12 лет — огромный срок, к слову, это все годы существования Третьего Рейха.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Увы, история — калека,
Кошмарный сюр, сансарный бред.
Когда пройдет еще полвека
И вам отключат Интернет.

Потом пройдет еще полвека.
Не повторилось б все как встарь —
Срок сотый, бедность, ипотека,
Протесты, мэрия, вискарь».

Из разобщенности и неуверенности в себе возникло поражение.

«Болотная тогда стала переломом, когда власть окончательно поняла, что может делать всё, что угодно со слабой и разобщенной оппозицией. Как из сточной трубы повалили репрессивные законы, было состряпано «болотное дело» и то, к чему мы пришли сейчас – это тоже результат 6 мая 2012 года. Победитель получил всё и торжествует, забывая, что ничего в этом мире не бывает “навсегда”».
А к чему поражение привело, мы отлично знаем. Даты 6 мая 2012-го и 24 февраля 2022-го стоят в одном ряду.
Журналист Роман Попков:

«Если бы на огромных экранах возле сцены митинга на проспекте Сахарова стотысячной толпе показали бы Украину 2022 года, сожженных людей, девушек с оторванными ногами? Толпа все равно пошла бы по кабакам Садового кольца? Увидев грядущий Мариуполь, какое решение принял бы в тот день, 24 декабря, оргкомитет данного протестного митинга? Если бы люди знали, чему они противостоят на самом деле, что они могут сейчас остановить? Если бы они понимали, что дело не в сфальсифицированных выборах и даже не в несменяемости власти – что все гораздо, в миллионы раз, страшнее? В этом случае митинг тоже закончился бы скандированием “Мы придем еще” и запусканием в небо белых шаров?»

И по сию пору разговоры о «прекрасной стране будущего» это именно разговоры, четкого и ясного проекта как не было, так и нет. Это – еще одна серьезнейшая ошибка сторонников демократических перемен.

ОМОН на Болотной площади

Писатель и публицист Виктор Шендерович говорит о том, что в 2012-м случился последний шанс для страны выйти на свободу. Но последний ли он?

«Десять лет назад в России установилось полицейские государство. Именно разгром протестующих против нового захвата власти – и приход к этой, дважды нелегитимной, власти – и стал для Путина точкой невозврата. Для него – и России, взятой в заложницы.
Дальнейшее, с некоторыми вариациями, было предопределено: куда ж и деваться беззаконному властителю, как не в уничтожение несогласных и войны по периметру?
Десять лет последнему – увы, не использованному – шансу России выйти на свободу…
И ужас сегодняшней расплаты».
Именно десять лет назад в России закончился этап «имитационной демократии», настало время тоталитарной неосоветской диктатуры. Однако исторически она не может не оказаться проигравшей. Что наглядно показали события нынешнего года.

«Уличный прорыв, начавшийся 5 декабря – назавтра после оглашения явно сфальсифицированных итогов – создал атмосферу общественного оптимизма: “Идем к свободе!” Режим явно впадал в растерянность. “Проезжал мимо Старой площади — все окна горят. Работают! Накрылся Куршевель! Лыжи у печки стоят!” – смеялся Виктор Шендерович. Переговоры и уступки – упрощение процедуры регистрации партий, возвращение губернаторских выборов – явно не останавливали протестную волну.

И тогда решили останавливать иначе. Сначала 6 мая. Потом разгон последней попытки – оппозиционного лагеря “ОккупайАбай”. Разгром оппозиционного центра в реале покончил с “палаточным призраком” московского майдана. Хозяева убедились: сопротивления, какое они посчитали бы за серьёзное, не возникает. Значит, можно по беспределу.

Юным энтузиастам белой ленты ныне порядка тридцати. Как в песне из фильма “Оборона Севастополя”: “Взрослой стала девочка. Мальчик стал большим”. Кого-то жизнь чему-то и научила».