После смерти Жириновского, с таким реноме Леониду Слуцкому обойти конкурентов было легко. 86 делегатов проголосовали за него. Единственный противник Александр Шерин получил один голос. Вероятно, эмоции возобладали, и сразу после голосования Шерин молча покинул зал заседаний.
Другим потенциально сильным соперником в борьбе за должность лидера ЛДПР был бывший глава одноименной фракции в Госдуме Игорь Лебедев. Преемник практически в буквальном смысле этого слова — он сын Владимира Жириновского.
Однако за четыре дня до голосования, имея и без того слабые позиции, он попал в очередной скандал. Оказалось, Игорю Лебедеву пришлось второй раз в жизни менять фамилию — на Давида Гарсию. Это случилось еще прошлым летом. Как утверждают СМИ, так подсанкционный на Западе политик пытался сохранить немалые активы во «вражеских» для российской власти странах.
И проблемы у Лебедева начались, конечно, не с публикации компромата — скандалов с участием Слуцкого еще больше, но об этом позже. У Жириновского был давний конфликт со своим сыном. Непубличная личная жизнь очень видных политиков порождает массу версий и слухов, самых нелицеприятных в том числе.
Телеграм-канал «Божена» выдвигает такую версию событий: «Сын Жириновского Игорь Лебедев и бывшая жена политика Галина Лебедева не пришли на прощание с Жириновским. Говорят, что сын прервал с ним отношения из-за чрезмерного увлечения папеньки мальчиками. Об увлечении этом все знали, но вслух ни разу не озвучили».
Однако более прагматичную версию, как, например, раздел многомиллионного имущества между приближенными Жириновского, выдвигает телеграм-канал «Последний инсайдер».
Леониду Слуцкому 54 года, он москвич, доктор экономических наук, с ранних лет вошел во властные кабинеты. В 24 года, в 1992 году, стал советником мэра Москвы Юрия Лужкова. Именно окружение влиятельного в 1990-х столичного градоначальника дало ему путевку в большую политику.
В Государственной Думе Слуцкий заседает с 1999 года. За это время он попадал в десятки скандалов. Его обвиняли в нарушении правил дорожного движения 825 раз с суммой штрафов на 1,4 млн рублей. ФБК в 2018 году выявило у депутата два элитных автомобиля стоимостью 30 млн рублей, при этом непонятен источник таких доходов.
Спрятанными миллионами в современной России никого не удивишь. Поэтому самым резонансным оказался скандал с домогательствами. Это случилось как раз на волне популярности американского движения «metoo», что означало борьбу женщин против мужского физического и психологического давления.
Корреспондент Русской службы BBC Фарида Рустамова, продюсер телеканала «Дождь» Дарья Жук и журналистка RTVi Екатерина Котрикадзе обвинили Леонида Слуцкого в сексуальных домогательствах.
В интервью «Новой газете» Рустамова пересказывала слова Слуцкого во время интервью: «Давай, зайчонок, будет настроение, заглядывай, я по тебе соскучился» и «провел рукой, внутренней частью ладони, по моему лобку вверх».
Коллеги по Госдуме встали в его защиту. Вячеслав Володин увидел в словах «зайчонка» политический заказ, комиссия по этике не нашла нарушений в поведении депутата, а сам политик позже все же извинился.
Несмотря на свое «либерал-демократическое» название, ничего общего с этой идеологией у политической силы не было. Владимир Жириновский пестрил империалистическими заявлениями о том, как «русский солдат дойдет до Ла-Манша» или «помоет ноги в Индийском океане». Проклятия оппонентов, массовые расстрелы, ядерные бомбардировки соседних стран были абсолютно привычной риторикой лидера партии.
Так сформировалось и электоральное ядро ЛДПР — русские националисты и монархисты. Своего рода потомки «белых», которые противостоят «красным» — КПРФ, разумеется. А «Единая Россия», не сложно догадаться, находится над этим противостоянием.
Конечно, ни на что серьезное партия не могла претендовать. Тем не менее стабильные 10% поддержки избирателей держал лично эксцентричный Жириновский.
Теперь же проблем стало куда больше. Как реорганизовать партию, чтобы она выжила в принципе, как удержать избирателя, как найти финансирование и т. д.
Телеграм-канал «Незыгарь» пишет, что проблемы есть у всех так называемых системных оппозиционеров, но хуже других ситуация именно у ЛДПР.
«…так называемые партии системной оппозиции находятся на периферии общественного внимания и воспринимаются обществом как политические образования с непонятным статусом и перспективами…
ЛДПР после смерти В. Жириновского находится в состоянии структурной перезагрузки и ждать от этой партии каких-либо свежих идей до съезда нецелесообразно».
В ЛДПР осознают масштаб собственных проблем и пытаются как-то исправить свое положение, пока не поздно. На Слуцкого возлагают надежды, что он единственный из известных деятелей партии, кто может хотя бы попытаться вывести «тонущий корабль» из кризиса.
Как итог, выбор пал именно на Слуцкого, оценивает ситуацию один из лидеров оппозиции Илья Пономарев, раскрывая «особенности» партии: «Во фракции ЛДПР все решается либо через деньги, либо через одно место, потому что это гей-тусовка.
За Слуцким стоят бывшие чиновники мэрии Москвы. И поскольку партия потеряла вслед за своим вождем значительные источники доходов, то им надо было закрыть эту нишу каким-то образом.
Все альтернативы по отношению к Слуцкому — это были либо любовники, либо родственники Жириновского, поэтому они не могли ничего принести в финансовом плане. Слуцкий в итоге был единственным реальным претендентом».
Впрочем, обойтись без одобрения нового главы партии из Кремля в ЛДПР также не могли. Слуцкий как глава комитета уже имел определенную репутацию в АП.
«Есть внутрипартийная история, своя тусовка, пять влиятельных людей, которые имеют право голоса. И есть Администрация президента. Я думаю, что в данном случае пальма первенства принадлежала самой партии.
Слуцкий — приемлемая кандидатура для Кремля, потому что он глава думского комитета. Для партии стоит вопрос, как выжить. Сейчас исчез не только их медийный фронтмен, но и главный источник финансирования, нужен был кто-то, кто может решить этот вопрос», — объясняет Илья Пономарев.
В то же время во внутрипартийной борьбе Слуцкий воспользовался более радикальными методами для достижения власти. Телеграм-канал «Образ будущего» пишет: «Перед началом голосования в ЛДПР порученцы Леонида Слуцкого провели беседы с ключевыми лицами в партии, доступно объяснив им, что только Слуцкий является гарантом наполнения партийной кассы. Кроме того, Слуцкий гарантировал уголовную неприкосновенность членам партии, иначе гарантий не будет. Результат теперь предсказуем. Все члены ЛДПР хотят гарантий».
Политологи считают, что избрание Слуцкого — лишь отсрочка от дальнейшей деградации политсилы. Ее придется пересобирать или объединять с другими проектами для того, чтобы как минимум преодолеть пятипроцентный барьер на следующих выборах, которые состоятся в 2026 году.
«Слуцкий похоронит ЛДПР. Этот человек по своему складу явный бюрократ — то, что российский избиратель чует за версту и ненавидит всеми фибрами своей души. Даже когда Слуцкий пытается изобразить из себя площадного трибуна, выглядит это абсолютно неубедительно», — пишет политтехнолог Аббас Галлямов.
«Кличку “Лобок” Лене Слуцкому дал лично Жириновский. Это случилось после серии скандалов с думскими журналистками, которые в красках описывали, как Слуцкий, давая интервью, либо щупал их за лобки, либо настойчиво тыкал в них большим пальцем. Лобковый скандал отгремел, все привыкли к странному сексуальному поведению Слуцкого, а кличка прилипла. Теперь и в партии, да и в Кремле никто Слуцкого уже иначе не называет. “Лобок надулся”, “Лобок долго хохотал” и пр. сюрреализмы давно вошли в думский обиход», — не без иронии прокомментировал известный журналист Александр Невзоров.
Многочисленные скандалы, жесткая внутренняя борьба, отсутствие перспектив, скорая потеря поддержки суммарно подводит «либерал-демократов» к скорой смерти. ЛДПР была партией одного человека, массовкой для театра одного актера, политической силой лидерского толка. В этом смысле Слуцкий полноценно заменить Жириновского вряд ли будет способен.