А был ли мальчик?
Какой слух венчает российский топ? Рак у Путина? Да, эта история стала так популярна, что сам министр Лавров разъяснял, что это, мол, не так. Но на самом деле только убедил: точно — рак. Так устроен мир историй. Опровержения лишь укрепляют веру в их правдивость. Особенно если сразу после кто-то подтверждает опровергнутые сведения.
Вот и сейчас — Лавров рассказал, что Путин здоров, 30 мая. А 1 июня видный израильский журналист Марк Котлярский, ссылаясь на друзей — московских медиков, сообщил в Фейсбуке о предстоящей Путину операции.
Устойчивость этой истории понятна. Пока одни россияне протестуют против войны, а другие ее поддерживают, ухода начальника ждет большинство. И слух дает им надежду.
Но топ возглавляет не он. В нем лидирует не Путин, а Никита. Мальчик-ополченец, якобы распятый и сожженный в Украине. Повтор сюжета 2015 года, когда кого-то вроде как сжег «Азов». Тогда «Газете.ру» пришлось опровергать правдивость этого сюжета. А годом раньше был «распятый мальчик» в Славянске. И вправду был? Конечно, нет. Перед нами — уже сотни раз примененный и давно известный прием расчеловечивания противника. И все это знают. Но, как говорится, осадочек остался. Ну и вот: был — фейк, а стал — римейк.
Новую дикую историю замученного сироты запустили в апреле. И с тех пор репостили в соцсетях 63 тыс. раз. А сколько в мессенжерах? Неведомо. Причем большей частью — женщины. И в «Одноклассниках». А то и рифмовали на эту тему. Цитировать эту садистскую похабщину не станем, но отметим: прочие фейки шерят в 10 раз реже, как подсчитали авторы телеграм-канала «(Не)Занимательная антропология». Они внимательно отслеживают, как ловко вброшенная и целенаправленная дезинформация формирует повседневность россиян: их обычаи, фобии, мании и истерии.
Балканский разворот
Об истерии. Ее массовый приступ случился 5–7 июня, когда Болгария, Черногория и Северная Македония не дали Лаврову пролететь в Сербию. И началось! Захарова прорыдала, что Запад окружил РФ «железным занавесом». А глава международного комитета Совфеда Карасин в телеграм-канале, что де «страшен Европе Сергей Лавров» — вот и не пускают. А вице-спикер той же палаты Косачев про «отсутствие суверенитета у натоцентричной Европы… которая могла бы стать единой» и «общей для всех нас».
Понятно. Пропаганда попыталась смикшировать позор. Лаврова не пустили в Сербию не потому, что он страшен. А потому, что на Балканах его не хотят. А что до всей Европы, то — да, она могла стать общим домом и для России. Но деятели из Совфеда молчат о том, что единой ее сделала агрессия в Украине. Это она выдрала Россию из Европы. До тех пор, когда война будет прекращена, а все территории Украины — возвращены.
Такая перспектива пугает пропагандистов аж до мозговой рвоты.
«Будем мы существовать в том виде, в котором мы есть? Или это у нас не получится?» — вопиет Скабеева. Ну а зачем вы миру и россиянам «в том виде, в котором вы есть»? То есть агрессоры, захватчики, фейкоделатели, оправдывающие зло. Разрушители городов и сел, мостов и дорог, больниц и школ. Объявляющие земли соседа своими. Тратящие кучи денег на оружие и генералов, которые, встретив отважное сопротивление, не умеют одержать ни одной серьезной победы. Но любят истреблять мирных людей.
Вопрос Скабеевой, на первый взгляд профессионален. И был бы в этом качестве хорош, если б россияне хотели жить в той стране, в которой живут сейчас. Но это — не так. Так что вопрос глуп. Но «эксперты» отвечают хором: будем-будем! Получится-получится!
Между тем Лавров пролетает над Балканами как фанерка над Парижем. И отыграть это пропаганде не удается. Как бы она ни брызгала слюной и ни билась в припадке хамства.
Лютая подстава
«Рвением имбецилов» назвал Дмитрий Медведев введение ЕС шестого пакета санкций против Кремля. Замглавы Совбеза считает, что эта мера приведет к «пожару мировой революции» в глобальной экономике и может обернуться против самой Европы. «Европейские имбецилы, — заявил он, — в своем рвении вновь показали, что считают своих собственных граждан, свой бизнес врагами не меньшими, чем россиян».
Нужно ли его опровергать? Нет. Если бы это было мнение компетентного специалиста, то, возможно, его и следовало бы обсудить. Но поскольку это лишь пропагандистский штамп, кинутый размятой и подготовленной публике в расчете на то, что та схавает, дискутировать по существу тут не о чем. А вот форма все же достойна пары слов.
Оскорбительная брань, бесстыже исторгаемая публично российскими чиновниками, уже стала привычной. Но право, неловко повторять ее за Небензей, Лавровым, Медведевым. А ведь когда-то считались приличными людьми. Были приняты в хороших домах. Скажем — в Белом. И на мировых форумах. Но тут — трах-бабах! — из-под маски заорал распоясавшийся хам. С которым достойные люди, понятно, не общаются.
А те, кто все же пытается, скрывают имена и торговые марки. Как сообщает «РИА Новости», ссылаясь на советника Путина Антона Кобякова, участие в Петербургском международном экономическом форуме в 2022 году подтвердили более 90 стран и немало компаний. При этом он заверил: «Мы приложим все усилия и сохраним «конфиденциальность» иностранных участников». Ну то есть можно с равным успехом писать и 90, и 900. Конфиденциальность, понимаете? Сайт BFM.ru подтверждает: «Участники Форума-2022 просят не указывать на их бейджах место работы».
А как же иначе? Но это — не стыд. Тем, кто прибыл на форум, он чужд. Никаких эмоций. Абсолютно рациональное решение. ПМЭФ-2022 токсичен. Его устраивают агрессоры и сквернословы. И посетить его для главы солидной компании — все равно, что засветиться на бандитском сходняке.
Остается вопрос: зачем PR-обслуга российских чиновников — например, Медведева — подставляет их, вставляя в речи всех этих «подонков», «ублюдков» и «выродков», в адрес мировых политиков, которых замглавы Совбеза «ненавидит»? О чем и сообщает в своем телеграм-канале 7 июня. Ну так им хочется казаться крутыми. На фронте — не выходит? Так хотя бы в Сети. А кому покажешься крутым с таким лексиконом? Верно — гопоте. Вот целевую аудиторию и выбирают им под стать.