ghost
Остальное

Какую «Аляску» продадут теперь?

фото: Google
20 июня, 2022

Поражение в Крымской (Первой Крымской) войне 1853–1856 годов привело к жесточайшему экономическому кризису в России. Экономические санкции Европы и огромные военные расходы полностью подорвали и без того затхлую экономику крепостнической России. Стремясь найти дополнительный источник средств, в 1867 году Россия продает Аляску и примыкающие владения Соединенным Штатам Америки за 7,2 млн долларов.

  • 155-я годовщина обмена ратификационными документами между Россией и США по продаже Аляски 
  • Поражение в Крымской войне как причина продажи Аляски США
  • История повторяется

Помните нашумевший хит группы «Любе» «Не валяй дурака, Америка»? Для тех, кто забыл, хочу напомнить ключевой куплет из этой песенки:

«Не валяй дурака, Америка,

 Не обидим, кому говорят!

Отдавай-ка землицу Алясочку,

Отдавай-ка родимую взад!»

И хотя текст песни был написан еще в 1990 году, до распада СССР, мотивы территориальных претензий к соседним с Россией странам и «возвращения исконно русских земель» звучат в ней так громко, как будто Путин их произносит со сцены XXV Петербургского экономического форума. 

К этому стоит добавить, что сегодня, 20 июня, как раз 155-я годовщина обмена ратификационными документами между Россией и США по «Соглашению относительно уступки российского имущества в Северной Америке между Его Величеством Императором всея России и Соединенными Штатами Америки». Обмен этот состоялся в Вашингтоне между государственным секретарем Соединенных Штатов Уильямом Х. Севардом и тайным советником Эдвардом Стеклем, чрезвычайным послом Его Величества в Соединенных Штатах. Общий размер проданной сухопутной территории составил около 1 519 000 кв. км, а сумма сделки — 7,2 млн долларов США золотом. 

Переговоры о продаже Аляски между США и Российской империей были долгими и непростыми. Впервые вопрос о продаже Аляски США перед российским императором Николаем I поднял генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев-Амурский еще в 1853 году. «…Теперь, с изобретением и развитием железных дорог, более еще, чем прежде, должно убедиться в мысли, что Северо-Американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши», — писал граф в докладной записке на имя императора. При этом граф считал, что такая сделка будет способствовать укреплению позиций России на азиатском побережье Тихого океана: «Нельзя было, однако ж, при этом соображении не иметь в виду и другого: что весьма натурально и России если не владеть всей Восточной Азией, то господствовать на всем азиатском прибрежье Восточного океана. По обстоятельствам мы допустили вторгнуться в эту часть Азии англичанам… но дело это еще может поправиться тесной связью нашей с Северо-Американскими Штатами»

Чем же были вызваны столь напряженные отношения между Россией и Англией? А дело в том, что именно в 1853 году в запале своих великоимперских амбиций российский император Николай I начал агрессивную войну против Турции, вошедшую в история как Крымская, или Восточная война 1853–1856 годов. В ходе этой войны на стороне Турции (тогда Османской империи) выступил союз европейских государств — Великобритании, Франции и Сардинского королевства. Война, целью которой российский император ставил захват Константинополя и Черноморских проливов, а также установления контроля над Балканами, окончилась полным поражением России. Хотя основные боевые действия происходили в Черноморском бассейне, боевые столкновения имели место и в Балтийском, Белом морях, и на Дальнем Востоке, в районе Камчатки и Курильских островов. Несмотря на огромную, полуторамиллионную армию, Россия в ходе этой войны потерпела сокрушительное поражение. Более 143 тыс. российских солдат и офицеров было убито. При обороне Севастополя погибло несколько видных российских адмиралов, а Черноморский флот был затоплен. Война сопровождалась и экономической блокадой России. Европейские торговые партнеры полностью или частично отказывались от продолжения экономических отношений. В результате экономика России пришла в полное расстройство. Россия потратила на войну 800 млн рублей. Для финансирования военных расходов началось массовое печатание необеспеченных кредитных билетов, что привело к снижению их серебряного покрытия с 45% в 1853 году до 19% в 1858-м. Покупательная способность рубля упала более чем в два раза. Снова выйти на бездефицитный госбюджет Россия смогла только в 1870 году, спустя 14 лет после окончания войны. Установить же стабильный курс рубля к золоту и восстановить его международную конвертацию удалось только в 1897 году в результате денежной реформы Витте. Именно к этому периоду относится знаменитое высказывания Салтыкова-Щедрина: «Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду». 

Военный разгром и глубокий экономический кризис в России, ставший следствием авантюрной войны, необходимость поиска средств для латания огромных бюджетных дыр заставили власть уже серьезно рассмотреть вопрос о продаже Аляски. В 1957 году, по окончании войны и после смерти императора Николая I, великий князь Константин Николаевич, младший брат вошедшего на российский престол императора Александра ІІ, вновь ставит вопрос о продаже Аляски в специальном письме министру иностранных дел А. М. Горчакову. В силу ряда причин вопрос неоднократно откладывался. Сперва из-за мощных политических и социальных пертурбаций в России, включая такое событие, как отмена крепостного права, а потом на период гражданской войны в США. Но в декабре 1866 года в Петербурге состоялось специальное совещание, на котором присутствовали Александр II, великий князь Константин, министры финансов и морского министерства и российский посланник в Вашингтоне барон Эдуард Стекль. В ходе совещания все участники одобрили идею продажи, если сумма сделки будет составлять не менее 5 млн долларов золотом. Официальная церемония передачи Аляски США состоялась 18 октября 1867 года в столице тогдашней Русской Америки городе Ново-Архангельске, который сейчас именуется Ситка. Россия рассталась со своими североамериканскими колониями за 7,2 млн долларов, а США приобрели новый штат, ставший самым северным и наибольшим по площади в стране.

«История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы», — писал немецкий философ Георг Гегель. К сожалению, эта фраза как нельзя лучше подходит к тому историческому периоду, который мы переживаем сейчас. Абсурдные идеи великодержавного шовинизма и восстановления СССР или Российской империи — уже сложно понять, чего именно, — роящиеся в голове российского узурпатора Владимира Путина, ведут Россию тем же путем, которым вел ее и Николай І. Тот же принцип тотального подавления свободомыслия как внутри страны, так и за ее пределами, полицейщина и отрицание самостоятельной роли общественной мысли стремительно тащат страну в то же экономическое болото и политическую изоляцию, в которую 160 лет назад привела политика Николая Палкина. Незадолго до пресловутой Крымской войны, которую так и хочется назвать Первой Крымской войной в отличие от Второй Крымской войны, которую путинский режим развязал в феврале 2014 года агрессией против Украины, Россия благополучно подавляла народные восстания в Европе. Причем как на аннексированной империей территории Царства Польского в 1830–1831 годах, так и в соседних странах. В 1848–1849 годах российская армия жесточайшим образом подавила Венгерское восстание на территории Австро-Венгерской империи. Об этих событиях и роли России в них до сих пор помнят как польский, так и венгерский народ. Недаром николаевскую Российскую империю, да и его самого, прозвали «жандарм Европы». 

Эта политика, вера в свою великую миссию и право сильного, полное пренебрежение к другим народам, особенно в силу исторических причин лишенных своей государственности или имеющих относительно слабое, в военном смысле, государство, и привели Россию периода правления Николая І к полному военному и экономическому поражению. И сейчас, когда мы слышим от Путина в выступлении на Петербургском международном экономическом форуме, что  полномасштабная агрессия, уже почти четыре месяца осуществляемая против Украины, «это решение суверенной страны, у которой есть безусловное право, основанное на Уставе ООН, отстаивать свою безопасность», то понимаешь, что этот человек мыслит категориями Николая І. Когда он заявляет: «Я сейчас не буду приводить примеров каких-то, чтобы никого не обижать, но если страна либо группа стран не в состоянии принимать суверенных решений, это уже в известной степени колония», понимая под «суверенными решениями» право России на бесчинства на территории соседних стран, то поневоле видишь перед собой Николая Палкина и его доктрину «православная вера, самодержавие и народность», известную под названием «теория официальной народности». Кстати, сам Николай І не пережил развязанную им Первую Крымскую войну. Как пишут историки, от расстройства после очередного поражения русской армии под Евпаторией в конце февраля 1855 года он устроил военный смотр, на котором простудился и через несколько дней скончался от воспаления легких. Правда, по другой версии он покончил с собой, велев лейб-медику дать яд. Но это, боюсь, не наш случай.

О, этот проклятый для русских царей месяц февраль! Февраль 1855-го, февраль 1917-го, надеюсь, к этому же приведет и февраль 2022-го…