Госдума РФ в третьем, окончательном чтении одобрила закон, ужесточающий наказание за пытки, организованные представителями власти.
В уже существующие уголовные статьи о превышении должностных полномочий (286 УК РФ) и о принуждении к даче показаний (302 УК РФ) добавлены новые части — о совершении этих преступлений с применением пыток.
Такие преступления будут наказываться лишением свободы на срок до 12 лет, это переводит их в разряд особо тяжких, а значит, увеличится срок давности. Если пытки привели к смерти человека, срок составит от 8 до 15 лет лишения свободы.
Законопроект был внесен в Госдуму после того, как в октябре 2021 года проект Gulagu.net распространил видеозаписи из архива ФСИН с пытками заключенных в туберкулезной больнице ФСИН №1 в Саратове. Следственный комитет и Генпрокуратура проводили проверку по этому факту, 18 сотрудников ФСИН были уволены.
История с пытками в Саратове стала широко известной и в РФ, и в мире, поэтому Путину пришлось дать соответствующее поручение законодателям. Тем не менее нужно понимать: саратовская туберкулезная больница ФСИН «прославилась» только потому, что записи были опубликованы. Пыточных тюрем в РФ гораздо больше.
А помимо ФСИН, пытки используются и иными силовиками. Так, издание «Настоящее время» приводит историю задержанной в марте в Москве на антивоенной акции Александры Калужских. В ОМВД «Братеево» девушка была избита, ей угрожали пытками электротоком. Она смогла сделать аудиозапись допроса, которая впоследствии попала в СМИ.
Об избиениях в ОВД заявили 30 человек, задержанных на антивоенных акциях только в один день, 6 марта.
За неделю до принятия нового закона СМИ написали, что «Комитет против пыток», признанный в РФ иноагентом, ликвидируется — и создается «Команда против пыток». Правозащитники сообщили, что они ведут 188 дел, которые нельзя бросить. «Это 188 историй нечеловеческой жестокости и надежды на справедливость — наш долг довести их до конца», — сказала пресс-секретарь организации Наталья Курекина. Однако общее число пострадавших от пыток неизвестно, многие предпочитают молчать. Понятно только одно: это число гораздо больше.
Блогер и политический комментатор Кирилл Шулика считает, что новый закон мало что изменит:
«В этом законе нет главного — не вводится отдельная статья УК РФ за пытки, а значит, все зря. Решено, что уже в существующие уголовные статьи о превышении должностных полномочий (286 УК РФ) и о принуждении к даче показаний (302 УК РФ) добавят новые части — о совершении этих преступлений с применением пыток.
…Чтобы вы понимали, в чем проблема, — пытки не признаны отдельным преступлением».
Ранее правозащитники из «Комитета против пыток» сформулировали основные минусы законопроекта. Изменения:
Новые поправки в УК приняты для видимости, поскольку общественный резонанс от сообщений о пытках в Саратове оказался зашкаливающим. На самом же деле пытки никуда не денутся, привлечь виновных к ответственности по-прежнему будет трудно, если только дело не вызовет волну сообщений в СМИ.