Традиционно национальное разнообразие в России сосредоточено на юге, в Поволжье и в Сибири. Центральные и северные регионы в целом моноэтничны. Одна из самых северных провинций — Мурманская область, имеет коренного населения меньше 1% — это коми, саамы, карелы и финны. Согласно переписи населения 2010 года, 89% жителей — русские, на втором и третьем месте — украинцы и белорусы.
Кардинально ситуация в исконно русских регионах начала меняться в 1990-е годы. Тогда выходцы из Северного и Южного Кавказа, а также новых государств Центральной Азии начали расселяться во все регионы страны, так как социально-экономическая ситуация у них была еще хуже.
Новым эпицентром конфликта стал моногород Ковдор вблизи финской границы. Населенный пункт живет в основном за счет горно-обогатительного комбината, численность населения постоянно падает – с 30 тыс. в 1989 году до 15 тыс. в 2022 году.
Стычка произошла в ночь с 3 на 4 июля. Как сообщают в местных СМИ, молодого человека неславянской внешности с девушкой не пустили в клуб. После этого он позвал на помощь своих друзей, что обернулось массовой дракой.
Но на этом конфликт не закончился. Региональное издание «Хибины.ком» сообщает, что массовые драки, стрельба, распыления из перцовых баллончиков длятся уже несколько дней. Правоохранители не могут совладать с периодическими беспорядками.
Журналисты издания взяли интервью у матери одного из пострадавших местных парней: «Мой ребенок шел домой и у нашего дома увидел, как его друга десять человек неславянской внешности просто втаптывают в землю. Они его били. Очень страшно. Мой с друзьями подбежал заступиться, защитить друга, после чего эти все лица перекинулись на моего ребенка и его друзей. Мой ребенок находится сейчас в хирургии. У него закрытая черепно-мозговая травма, рассечение кожи битами. Дети пострадали сильно. Мне лица кавказской национальности угрожали, свистели, показывали факи, а я просто собой закрывала и уводила оттуда детей», — рассказывает женщина, имя которой не указано.
Депутат областного совета от КПРФ Александр Клементьев написал у себя в соцсетях, что проблема в оптимизации полиции и игнорировании местных властей: «Местная власть долго не замечала искры конфликта, хотя подобные вещи тлели давно. Во многих муниципалитетах ведется на всех уровнях диалог с национальными диаспорами с целью недопущения подобных ситуаций. У нас я его не наблюдаю. Это может привести к дальнейшей эскалации».
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис и вовсе не замечает национальной подоплеки конфликта. В местной азербайджанской диаспоре утверждают аналогично: «По нашей информации, произошла провокация. На самом деле это продолжение событий двухлетней давности, когда группы местных ребят у наших земляков сожгли машины и вымогали деньги. Наши отказываются платить», — заявила информагентству «Интерфакс» председатель культурного центра «Азербайджан» Афила Гусейнова.
Региональные СМИ также пишут, что аналогично группироваться для атак на азербайджанцев стали и местные жители.
О традиции азербайджанцев и других выходцев с Кавказа организовываться в диаспоры, помогать друг другу даже в неоднозначных ситуациях известно большинству — это даже превратилось своего рода в стереотипное представление об этих народах.
Если же такие сообщества превращались в незаконные формирования, преступные группировки, им начинали противостоять правоохранители, и таким образом в обществе создавался хрупкий баланс.
Однако теперь ситуация может выйти из-под контроля. Многолетняя пропаганда имперского величия, доминирования русского народа, пусть и с акцентом на многонациональности российского государства, приводит к появлению и распространению националистических настроений не среди этнических меньшинств, что логично для многонационального государства, а среди «государствообразующего», как сказал даже Путин, русского народа.
Теперь уже этнические русские начали организовываться по национальному признаку, разрушая формирование ельцинских «россиян», призванных сменить «советского» человека.
В демократических странах существует два подхода к решению вопроса полиэтничности общества: плавильный котел, которому следуют в США, и «единство в многообразии», как в Евросоюзе.
США имеют много внутренних проблем, поэтому там это вылилось в движение BLM, которое де-факто государство поддерживает. Представленность темнокожих или латиноамериканцев в органах власти, культурной и научной сфере всячески приветствуется.
В России дальше слов о многонациональном народе дело не идет. Максимум способностей пропаганды — это воспоминания о том, как евреи, грузины, украинцы, русские и другие народы сражались вместе в Великой Отечественной войне.
Однако реальность третьего десятка лет современного российского государства требует комплексного решения проблемы. А проблема есть, и она нарастает.
Согласно данным Росстата, в 2020 году количество армян в России достигло 1 млн 180 тыс. человек, азербайджанцев — более 620 тыс., казахов — 653 тыс., узбеков — 122 тыс. Однако многие эксперты не верят в эти цифры, мол, сильно занижены. К тому же в расчет не берутся те, кто проживает без регистрации и других официальных разрешений.
Исходя из прецедента в Ковдоре, за пример возьмем именно азербайджанскую диаспору в России.
Азербайджанский госкомитет по работе с диаспорами называет совсем другую цифру — полтора миллиона их соотечественников в России, а от некоторых экспертов звучат и вовсе космические подсчеты — до 3 млн представителей диаспоры.
Только по официальной российской статистике, азербайджанцев в Дагестане проживает 130 тыс. человек, в Москве — почти 60 тыс., в Тюменской области — 43 тыс., в Московской области — 19 тыс., в Ростовской области, Ставропольском крае и Санкт-Петербурге — по 17 тыс. человек.
Итого в каждом маленьком городке России, даже очень удаленном от исторической родины представителей диаспоры, есть те же азербайджанцы. Они — только пример в этой истории, так как похожих случаев было множество, с другими кавказскими народами или выходцами из стран Средней Азии, которые были советскими республиками.
Такое огромное количество представителей этнических меньшинств, особенно учитывая, что они не являются коренным населением в российских городах, не могут остаться незамеченными. Их адаптацией, социализацией надо заниматься. В европейских странах на иммигрантов тратят десятки миллионов евро, и речь идет не о пособиях, а именно об их интеграции в общество.
Такая работа затрагивает все сферы жизнедеятельности человека: образование, медицина, язык, культура и так далее. Иммигрант не чувствует себя брошенным в чужой среде, соответственно, у него нет потребности группироваться со своими соотечественниками.
В поиске других выходцев с родины, конечно, нет ничего плохого априори, особенно когда диаспора проявляет свою деятельность в культурной сфере, или же, наоборот, помогает с адаптацией. Но во многих странах единение соотечественников-иммигрантов приводит к появлению этнических банд. Такое пережили даже сами этнические русские и другие выходцы из стран СССР. В американском масскульте прочно сформирован стереотип о «русской мафии».
Когда же такая работа не проводится, то начинаются межэтнические конфликты. Особое обострение началось еще до войны, осенью прошлого года. Сразу несколько резонансных эпизодов всколыхнули и раскололи российское общество: одни стали на сторону ущемленных нацменьшинств, а другие возмутились притеснением коренных жителей.
Так, в Новой Москве четверо все тех же азербайджанцев избили местного мужчину. Трое из нападавших уже в сознательном возрасте получили гражданство РФ, еще один паспорта не имел.
Еще более резонансный случай произошел в столичном метрополитене в октябре. 25-летний Роман Ковалев заступился за девушку, к которой приставали мужчины неславянской внешности. С ними эпизод был еще противоречивее, потому что хулиганы оказались гражданами России по рождению, а не так называемыми приезжими и понаехавшими.
Стоит вспомнить, что и обратная дискриминация также процветает, особенно среди людей, которые превозносят этнических русских над другими народами России, но эти эпизоды, конечно, реже попадают в СМИ, и их реже будут обвинять в национализме или расизме, в отличие от «неславян». В качестве доказательства можно привести также прошлогодний скандал с попыткой запретить указывать в объявлениях ограничения для арендаторов по национальности.
Как наладить мир, взаимопонимание и добрососедство с этническими группами — отдельный, крайне сложный и кропотливый вопрос, над которым должно работать государство. При этом от отсутствия решения этих проблем не должны страдать люди.
Если же проблемы мирного сосуществования разных этносов в России не решить, то постоянные локальные конфликты или даже новая гражданская война — только вопрос времени.