ghost
Остальное

Золотой зуб Лумумбы

Премьер-министр Конго Патрис Лумумба подписывает документ о предоставлении независимости Конго рядом с премьер-министром Бельгии Гастоном Эйскенсом. Фото: Public Domain
22 июня, 2022

В Брюсселе родственникам первого премьер-министра независимого Конго Патриса Лумумбы в торжественной обстановке были переданы его останки. Вернее, то что от них осталось — зуб в золотой коронке. Этим зубом, можно сказать, поставлена символическая точка не только в той некрасивой истории 60-летней давности, о которой пойдет речь ниже.

Можно сказать, это и точка в истории европейского колониализма, завершившего свое существование в 60-е – середине 70-х годов XX века крушением последних европейских колониальных империй в Африке — бельгийской и португальской, да и неоколониализма тоже.

60–70 годы XX века стали временем окончательного падения европейских колониальных империй и становления на их месте национальных государств в Азии и Африке. Так, маленькая Бельгия владела в центре черного континента огромным Конго. К 1960-му бельгийцы дозрели до того, чтобы оставить эту свою заморскую территорию.

На 30 июля 1960 года Бельгия наметила официальное провозглашение независимости Конго. В мае того года в Конго прошли первые парламентские выборы. Абсолютного большинства не было ни у одной из партий, принявших в них участие.

Национальное движение Конго, возглавляемое Патрисом Лумумбой, получило по их результатам 24% голосов. В результате долгой дискуссии парламентарии согласились отдать пост премьер-министра Лумумбе, который начал энергично проводить политику левонационалистического толка: создавать государственное планирование, кооперировать сельское хозяйство, огосударствлять промышленность, вводить фиксированные цены на товары первой необходимости и повышать зарплаты рабочим. Был запрещен вывоз капитала за рубеж. Церковь была отделена от государства и школа от церкви. В общем, активно использовал опыт построения советского социализма.

Между тем Конго чрезвычайно богатая полезными ископаемыми страна. Помимо месторождений меди, золота и алмазов, ее недра содержат огромные запасы урана, сосредоточенные в основном в южной провинции Катанга. Считается что владельцы англо-бельгийской компании UMHK, которой и принадлежали эти месторождения, планировали сохранить контроль над ними и после провозглашения независимости. В этом смысле радикал Лумумба их точно не устраивал. Считалось, что Лумумба взял курс на союз с СССР, что беспокоило и бельгийцев, и американцев.

Ко всему прочему Лумумба начал затыкать рты недовольным, запретив, например, выход критиковавшей его газеты «Африканский курьер», в редакционной статье которой говорилось, что конголезцы не хотят «подпадать под второй вид рабства». Было объявлено о создании органа цензуры – Конголезского конгресса по делам прессы.

В сентябре 1960 года Лумумба был отстранен от власти президентом страны Касавубу и помещен под домашний арест, из-под которого был вскоре освобожден. Между тем в стране начался сепаратистский мятеж. Независимость объявила та самая богатая месторождениями полезных ископаемых южная провинция Катанга. В ноябре отстраненный от власти Лумумба отправился в одну из других провинций страны, где поднял восстание его сторонник Антуан Гизенга, однако по дороге туда его перехватили военные сепаратисты, которыми командовали бельгийские офицеры. Лумумба и двое его соратников были расстреляны без суда в лесу. Останки первого премьер-министра расчленили, облили кислотой и сожгли.

В 2000 году бывший комиссар бельгийской полиции Жерар Соэте признался, что лично участвовал в этой операции и сохранил на память тот самый золотой зуб конголезского политика, который позже был конфискован бельгийскими властями и на днях с извинениями передан родственникам Патриса Лумумбы.

История заговора по устранению Лумумбы совершенно детективная и так до конца не проясненная. Так, например, специально сформированная для ее расследования комиссия бельгийского парламента пришла к выводу, что бывший король Бельгии Бодуэн знал о планах убийства Лумумбы. Было также установлено, что бельгийское правительство оказывало транспортную, финансовую и военную помощь силам, враждебно относившимся к конголезскому экс-премьеру. Есть также версия о том, что к этому преступлению была причастная британская МИ-6, что впрочем, британцами решительно отвергается, а также ЦРУ.

В СССР Патрис Лумумба сразу же после его смерти был возведен в разряд мученика и борца с западным империализмом. Его именем был назван Институт дружбы народов в Москве. Впрочем, в 1992 году имя Лумумбы из названия этого вуза, которому был присвоен статус университета, было убрано. И это, конечно, совсем не случайно. Власти новой России практически сразу же взялись заигрывать с нарождающимся русским национализмом, частью которого был и радикальный расизм. Имя Лумумбы в названии этого университета вызывало идиосинкразию у скинхедов и множества других разновидностей русских националистов, и правительство добрых российских реформаторов пошло им навстречу, убрав имя африканского героя из наименования РУДН.

Нынешние комментарии российских СМИ и официальных лиц по поводу истории с возвращением золотого зуба Лумумбы его родственникам вполне ожидаемы: они (Запад) всегда были колонизаторами и остаются ими.

«Ужасные пережитки колониализма все еще напоминают о себе. Тем не менее страны, ответственные за трусливое убийство одного из самых ярких сынов Африки, даже сейчас пытаются научить континент так называемому порядку, основанному на правилах и западному пониманию демократии», — написал на своей странице в Twitter посол России в Уганде Владлен Семиволос.

Несомненно, ЧВК «Вагнера», работающая в интересах кремлевских олигархов, отметившаяся убийствами и изнасилованиями в ЦАР, научит африканцев правильной российской демократии…

То, что за прошедшие 60 лет на Западе произошли глобальные изменения: например, во главе США в это время восемь лет подряд стоял чернокожий президент, видимо, ускользнуло от внимания российских «дипломатов». Как и то, что представители и американского, и европейского правящих классов уже тысячу раз извинились за политику своих давних предшественников, к которой сами они вообще-то не причастны…

Но вот вопрос. Извинился ли кто-то из нынешних российских руководителей за геноцид, устроенный Иваном Грозным волжским болгарам, которых он еще и переименовал в «татары» (тоже знал толк в пиаре)? За депортацию нескольких миллионов немцев Поволжья перед Второй мировой и в ее начале? За массовые убийства в Средней Азии во время так называемой борьбы с басмачами в 20–30 годы XX века? По сути, это ведь была война за «свои» колонии, лишь подмазанная «советским» миром…

Извинились ли они за Голодомор в Украине и Казахстане в начале 30-х годов XX века, за убийство миллиона афганцев во время Афганской войны 1979–89 годов, сотен тысяч чеченцев в ходе Первой и Второй чеченских войн 1994–1996 гг. и 1999–2004 гг.? Вопросы, естественно, риторические…

Про нынешнюю тотальную войну на уничтожение Украины и говорить не приходится — это, в их понимании, конечно же, тоже не колониализм и не империализм…

В нынешней России ни извиняться, ни переосмысливать эти события, как их переосмыслили на Западе, не собираются. Россия всегда права и всегда только защищалась. Более того, за попытки переосмысления ее истории теперь можно и в тюрьму загреметь. И это, конечно, тоже не империализм — это демократия и свобода, если кто не в курсе…