Еще в октябре 2021 года президент России Владимир Путин заявлял, что обвинение «России по использованию энергоресурсов в качестве оружия. Это полная чушь, бред, политически мотивированная болтовня, не имеющая под собой ничего серьезного, никаких оснований». Впрочем, и по поводу нападения на Украину он тогда тоже заявлял нечто подобное.
Однако прошло всего несколько месяцев, и Россия начала широкомасштабное вторжение в Украину, а против Европы во всю пошло в ход «газовое оружие». В начале июня этого года поставка российского газа в Европу сократилась почти на 3/4 и если обычно превышала 400 млн кубометров в день, то теперь составляет немногим более 100 млн, отметил в своем недавнем интервью российский экономический аналитик по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин.
В 2021 году «Газпром» экспортировал более 185 млрд кубометров газа, из которых на Европу приходилось порядка 65%, или около 120 млрд. Основными потребителями российского газа в Европе была Германия, закупающая порядка 57 млрд в год. Далее шли Италия, Турция, Нидерланды, Венгрия и Польша.
Поставка российского газа в Европу осуществлялась через сложную и разветвленную сеть газопроводов. Это две ветки сухопутного газопровода «Ямал — Европа», проходящие через территорию Беларуси и ведущие в Польшу и Германию. Пропускная способность этого газопровода — до 33 млрд кубометров газа в год. Украинская ГТС, на сегодня вторая в Европе газотранспортная система по протяженности и пропускной мощности. Она позволяла обеспечивать до 178 млрд кубометров транзита газа из России в Европу, включая Молдову и Балканы. Помимо них относительно недавно были построены и подводные газопроводы по дну Балтийского и Черного морей. Проходящий по дну Балтики газопровод «Северный поток» имеет пропускную мощность до 55 млрд кубометров. А проходящий по дну Черного моря «Турецкий поток» совместно с «Голубым потоком» способен обеспечивать до 31,5 млрд. Таким образом, суммарная пропускная способность этих газопроводов позволяет поставлять в Европу до 300 млрд кубометров природного газа в год, что в 2,5 раза превышает объем закупок по состоянию на конец 2021 года.
Необходимо отметить, что российский газ покрывал до 40% всего потребляемого Европой природного газа. Остальное покрывала европейская добыча в Норвегии и Великобритании, преимущественно на шельфе Северного моря, а также относительно небольшие месторождения в Румынии и ряде других стран. Кроме того, все большую роль в деле обеспечения потребностей Европы в природном газе играли поставки сжиженного газа (СПГ), которые осуществлялись морским транспортом. Однако использование СПГ требует наличия специальных судов — газовозов, в которых газ перевозится при температуре минус 162 градуса по Цельсию, а также специальных терминалов для заморозки и закачки газа в стране-отправителе и для разморозки в стране-получателе. Тем не менее такой способ международной транспортировки газа становится все более популярным. В Европе этих терминалов все больше, особенно на побережье Испании, Великобритании, Италии, Франции, Греции и Польши. Из крупных европейских потребителей газа только Германия до начала этого года отказывалась от строительства терминалов по приемке сжиженного газа, делая ставку на магистральные газопроводы. Однако, по информации Михаила Крутихина, Германия заказала строительство четырех больших терминалов, суммарная пропускная мощность которых составляет более 55 млрд кубометров газа, что, фактически, может полностью компенсировать российские поставки. В прошлом году значительные поставки СПГ европейские страны уже получали из Катара и США.
Необходимо отметить, что на сегодня пока еще транспортировка сжиженного природного газа обходится дороже, чем трубопроводного. Однако огромная разница в ценах на рынках поставщиков и потребителей, а также спекулятивная политика России, осуществляющей уже не первый год газовый шантаж Европы, нивелируют эту разницу. В то время как на крупнейшем европейском газовом хабе TTF цена на природный газ составляет около 1500 долларов за 1000 кубометров, в США, основном, наряду с Катаром, поставщике СПГ в мире, на Нью-Йоркской товарной бирже она не превышает 210 долларов.
Желая оказать давление на Европу с целью заставить последнюю отказаться от поддержки Украины, вскоре после начала крупномасштабной военной агрессии кремлевское руководство открыло «второй фронт» — перешла в «газовое» наступление против Европы. Начав с требования платить за приобретаемый газ в рублях, вместо указанных в контрактах евро, руководство «Газпрома», а фактически Владимир Путин, заявило о прекращении поставок газа в ряд стран Европы. Первыми «под раздачу» попали Польша и Болгария. Вслед за ними объектами «газовой атаки» стали Финляндия, выразившая желание вступить в НАТО, а за ней и все остальные страны Европы. При этом каждый раз «Газпром» дает различные мотивировки снижения поставок. Кроме перечисленных выше стран, поведение которых сильно не понравилось Путину, выдвигаются и технические аргументы. Так, снижение на более чем 40% прокачки по «Северному потоку» мотивируется плохим состоянием турбин на российской газокомпрессорной станции, осуществляющей закачку газа в трубы. При этом «Газпром» утверждает, что виновата Канада, которая, ссылаясь на санкции, отказывается ремонтировать поставленные в свое время газокомпрессорные турбины. Резкое снижение поставок через «Турецкий поток» также объясняется необходимостью ремонта оборудования. «Ямал — Европа» отключен из-за того, что Россия поругалась с Польшей, а через Украинскую ГТС «Газпром» качать не желает, так как Россия ведет против Украины войну под названием «специальная военная операция». Да и украинская сторона в условиях военной агрессии со стороны России не рвется обеспечивать транзит российского газа через захваченные оккупантом газокомпрессорные станции на востоке страны. На том же пункте пропуска, где Украина готова обеспечить транзит, от поставки отказывается Россия. Как утверждает агентство Reuters, на сегодня уже 10 европейских стран полностью или в значительной степени перестали получать газ из России.
Оказалась ли для европейских стран неожиданностью эта «газовая атака» Кремля? Безусловно, нет. Еще в начале мая в своем интервью каналу «Утро Февраля» Михаил Крутихин отмечал, что Европа активно готовится к такому развитию событий. И неважно, наступили они в силу введенных против России экономических санкций или непосредственно по инициативе России. Как отмечал в своем интервью Financial Times руководитель Международного энергетического агентства IEA Фатих Бирол, Европе нужно срочно готовиться к тому, что Россия зимой полностью перекроет поставки газа. Премьер-министр Франции Элизабет Борн заявила, что Франция к осени будет иметь 100% заполненные газовые хранилища, не покупая российский газ. Даже крайне не желавшая отказываться от российского газа Германия ускоренными темпами приступила к выполнению программы запуска ТЭС, работающих на угле, и атомных электростанций, отказ от эксплуатации которых осуществлялся уже длительное время. Кроме того, рассматриваются схемы значительного снижения потребления природного газа химической промышленностью. В итоге, по информации Михаила Крутихина, Германия уже сократила потребление газа почти на 40%. Одновременно ведется работа по повышению добычи Норвегией и Великобританией на шельфе Северного моря, заключаются договоры на поставку газа с новых перспективных месторождений юга Средиземного моря, в частности израильских, кипрских и египетских. Как отмечал в своем интервью известный российский экономист Дмитрий Некрасов, «газовые месторождения Средиземноморского бассейна очень мощные и способны в значительной степени компенсировать нехватку российского газа для стран Южной Европы».
Таким образом, можно констатировать, что открытый Россией «второй фронт» войны с Европой — газовый, практически не имеет шансов на успех. Попытка сыграть на опережение санкций лишь приведет к абсолютно бессмысленной «жертве ферзем» — «Газпромом». Потеряв европейского потребителя, «Газпром» не имеет никаких шансов в ближайшем будущем компенсировать потерянные объемы продаж на других рынках, например, азиатских, как на это по непонятным причинам надеются в Кремле. Для этого нет самого главного — транспортной инфраструктуры. Протяжка газопровода — это не только весьма затратное, но и продолжительное мероприятие. На это требуются годы, в то время как Европе для закрытия возникающего дисбаланса — лишь месяцы. Да и с потребителями не все так хорошо. Крупнейшие азиатские покупатели российского газа — Япония и Китай. Но Япония поддерживает режим санкций против России. Китай не склонен к существенному наращиванию закупок газа, как показала история с газопроводом «Сила Сибири». А в Индию газопровод из России протянуть практически невозможно как из-за расстояния, так и из-за необходимости преодолевать труднодоступные горные системы. В то же время европейский рынок будет потерян уже навсегда.
Увы, но совдеповская ментальность кремлевских старцев снова подводит их. Вместо объективной оценки экономической и политической ситуации при принятии тех или иных решений, они, очевидно, исходят из своих личных, весьма далеких от реальности, представлений о последствиях этих решений. Так случилось в феврале 2014-го, когда была начата необъявленная война против Украины, захвачен и аннексирован Крым, осуществлено гибридное вторжение на Донбасс. Так же, но с еще более страшными последствиями, 24 февраля 2022 года начато полномасштабное военное вторжение в Украину, явно имевшее целью свержение существующей в стране власти, захват всей страны и установление марионеточного режима. Так же происходит и сейчас на «газовом» фронте. Рассуждая как комическая героиня культовой комедии «Бриллиантовая рука» управдом Варвара Сергеевна Плющ, они восклицают: «А если не будут брать — отключим газ!» Естественно, с таким же результатом.