Что же, пока такого нет, однако события, похоже, развиваются именно в этом направлении. Больше санкций, хороших и разных – такова основная тенденция последних недель.
Великобритания начала бить по России санкциями еще с первых дней войны и не прекращает до сих пор. Однако теперь удар направлен в сторону Беларуси, формально независимого государства, но фактически давно уже российской провинции и активного участника войны против Украины, пусть и без использования белорусской армии.
Такие санкции действовали и прежде, но теперь они и усиливаются, и расширяются. Начиная с 5 июля, Соединенное Королевство блокирует торговлю с Беларусью объемом 60 миллионов фунтов стерлингов (для Британии – пустяк, для Беларуси – серьезные деньги). Речь идет об отказе от покупки белорусских стали и чугуна, а также о запрете продавать в эту республику продукты нефтепереработки, компоненты передовых технологий и предметы роскоши.
Кроме того, белорусским компаниям (не всем, но многим) запрещено выпускать долговые обязательства и ценные бумаги в Британии.
Для Беларуси это чувствительный удар, однако всякому ясно: войну он не только не остановит, но и вообще никак не повлияет на нее. Воевать против Украины или нет – это решают не в Киеве, а в Москве.
Великобритания уже ввела против России серьезные санкции, а теперь к ним подключается, наряду с прочими странами, и Япония.
Под японские ограничения подпадают 70 юридических и физических лиц. Традиционно санкции не принято вводить против людей, занимающих государственные посты, однако в данном случае дело обстоит настолько серьезно, что из этого правила решили сделать исключение. В частности, под ударом оказались российский вице-премьер Дмитрий Григоренко и глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. Все их активы на территории, подведомственной официальному Токио, будут заморожены. Та же участь ждет личного друга Путина Сергея Ролдугина и родственников российского олигарха Алексея Мордашова. Из физических лиц под санкции угодили и украинские коллаборационисты из частично оккупированной россиянами Херсонской области – Владимир Сальдо и Кирилл Стремоусов, которые называют себя главой администрации этой области и его заместителем. Кроме того, вступает в силу запрет на продажу товаров 90 организациям, имеющим то или иное отношение к военно-промышленному комплексу. Из этих организаций 65 – российские и 25 – белорусские.
Также Япония отказывается от покупки российского золота. Тут следует остановиться подробнее.
Дело в том, что запрет на импорт золота из России – это тенденция, которая обозначилась еще в марте и с тех пор продолжает усиливаться. С начала войны более двух третей компаний, работавших с российским золотом, либо прекратили этот бизнес, либо существенно его ограничили. В 2021 году 88 процентов российского золота (в абсолютных цифрах – 266 тонн) покупала Великобритания, но теперь этот рынок для РФ закрыт. Что же до стран континентальной Европы, то из них такое золото приобретала только Швейцария, и то в небольших количествах, но теперь и она перестала это делать.
Одним словом, сейчас, покупая где-нибудь в мире золотое украшение, можно быть почти полностью уверенным: это золото – точно не из России. Теперь вот к бойкоту присоединяется и Япония.
Но и это не все. Уже через два месяца японским компаниям будет запрещено оказывать российскому бизнесу услуги в сферах аудита, бухгалтерского учета и консалтинга.
Впрочем, и эти ограничения наверняка не последние. Уже сейчас из неофициальных источников известно, что Евросоюз к концу июля намерен согласовать седьмой пакет санкций против России. Сообщается, что там пойдет речь о золоте (впрочем, это скорее формальность – российское золото, как говорилось выше, Старый Свет и так практически не покупает), а также о затыкании «щелей», которые остались в предыдущих шести пакетах. Обойти ограничения все еще можно, но делать это становится все труднее и труднее.
Неизвестно, что окажется более эффективным против России – украинское оружие или экономическая удавка, которую применяют другие страны мира. Но это и неважно, ведь они делают общее дело.