В новостях почти незамеченным проскользнуло сообщение: в Барселоне на восьмидесятом году жизни умер Жозе Эдуарду душ Сантуш, президент Анголы с 1979 по 2017 год.
Всем, кто хочет быть диктатором, стоило бы брать с него пример.
Душ Сантуш 38 лет бессменно возглавлял государство. Когда в 1992 году возникла угроза его переизбранию на новый срок, он устроил массовую бойню, за три дня истребив десятки тысяч оппозиционеров (точнее, сначала убивали оппозиционеров, а потом — всех, кто подвернется под руку). Потом его полномочия просто продлевались.
В 2012 году власть президента все же ограничили двумя пятилетними сроками. Вот только все предыдущее правление душ Сантуша при этом обнулялось, и он мог переизбираться дважды. Однако он предпочел воспользоваться этим правом лишь однажды, а на следующие выборы выставил вместо себя преемника – министра обороны Жуана Лоренсу.
Жозе душ Сантуш контролировал огромные активы, в его окружении процветала невероятная коррупция. Сейчас Изабель душ Сантуш, его дочь от первой жены, — самый богатый человек Анголы (при этом гражданство у нее… российское).
И вот экс-президент умер — в своей постели, глубоким стариком. На его надгробии следовало бы высечь эпитафию из трех слов: «Я умел жить».
Любопытно, что у Владимира Путина не только есть определенное сходство с этим деятелем, Путин мог бы и уйти — и из власти, и из жизни — примерно так же. Но не теперь. Свой шанс он упустил.
Когда Путина привели к власти, перед ним стояла простая задача. Российская знать — олигархи, чиновники, генералы — ожидали, что после веселья 1990-х годов он установит четкие, общеобязательные, пусть и неписаные правила. Каждый должен был точно знать, что ему можно, а что нельзя. Прежде требовалось беззаконие, чтобы грабить, — теперь понадобились законы, чтобы сохранить награбленное.
С этой задачей Путин справился быстро. Олигархам объяснили, что им не стоит лезть в политику и что они должны всячески демонстрировать лояльность власти, а она за это гарантирует им неприкосновенность капиталов и максимально комфортные условия для бизнеса. Со всеми остальными было еще проще. Чиновникам и силовикам позволялось обогащаться как угодно — но им не прощалось ни малейшего своеволия.
После выполнения этой миссии Путин мог спокойно наслаждаться властью и богатством. А поскольку Россия по своим ресурсам несколько превосходит Анголу, ему оказалась доступна такая роскошь, о которой душ Сантуш и мечтать не смел.
Кто мог бы создать ему проблемы? Оппозиция? После 2012 года ее практически не было. Цивилизованный Запад? Да, у господина Путина не очень хорошо обстоит дело с демократией и правами человека — но вести с ним бизнес настолько выгодно, что на это можно закрыть глаза.
Можно было бы хоть обнуляться до бесконечности, хоть назначать преемника. А потом — умирать в глубокой старости, сполна насытившись жизнью, как ангольский коллега.
Но около 2007 года Путин ступил на ту дорогу, которая завела его в нынешний тупик.
Богатство, власть, роскошь, почет — всего этого оказалось мало. Захотелось места в истории, роли «собирателя земель» и «возродителя» СССР. Прозвучала мюнхенская речь и началось противостояние с Западом.
Даже после 2007 года Путин мог свернуть. Но с каждым новым шагом это было все труднее и труднее. А уже 2014 год сделал, по сути, неизбежным год 2022-й, когда путинская Россия оказалась против всего мира.
Между прочим, Жозе Эдуарду душ Сантуш в молодости учился в СССР, хорошо знал русский язык. Наверняка он читал Пушкина — и знал, что нужно остановиться если не на столбовой дворянке, то хотя бы на вольной царице.
Путин эту сказку, скорее всего, тоже читал, но уже успел забыть.