ghost
Остальное

Альфа-Банк Украина меняет название: что стоит за ребрендингом?

13 июля, 2022

Альфа-Банк в Украине станет Сенс Банком. Поможет ли ребрендинг минимизировать компании репутиционные потери, возникшие из-за российских корней?

  • Альфа-Банк Украина меняет название на Сенс Банк, чтобы не ассоциироваться с государством-агрессором
  • Ребрендинг может обойтись в несколько миллионов долларов
  • В Украине в смене названия банка рассмотрели попытку его собственников избежать национализации

Альфа-Банк Украина станет Сенс Банком, на английском финорганизация будет называться Joint Stock Company Sense Bank. Ожидается, что акционеры учреждения утвердят переименование 12 августа во время дистанционного собрания, пишет «Интерфакс-Украина».

Название «Сенс» выбрано неспроста. Приложение банка уже несколько лет именуется Sense SuperApp. Кстати, недавно оно стало лидером по количеству загрузок в AppStore среди украинских пользователей.

О ребрендинге в банке задумались сразу после начала войны, рассказывал еще месяц назад в интервью «Интерфакс-Украина» Симеон Дянков – доверенное лицо мажоритарных акционеров Михаила Фридмана и Петра Авена.

«Банк не хочет иметь ничего общего со страной-агрессором даже на уровне ассоциаций и бренда, который работает в России», – подчеркнул Дянков.

Эксперты оценивают, что ребрендинг банку обойдется в несколько миллионов долларов, учитывая развитую сеть отделений по всей стране (по данным Национального банка Украины (НБУ) – 171 отделение).

К тому же смена названия имеет смысл, если в финучреждении решили реально отрубить корни, ведущие в РФ. Например, все российские бенефициары готовы продать свою долю или по крайней мере отказаться от гражданства России.

А вот некоторые народные депутаты в украинском парламенте, наоборот, рассмотрели в смене названия попытку россиян сохранить свои активы в Украине и избежать национализации.

«Смена названия Альфа-Банка – это очередная попытка российских собственников отбелиться и сохранить свои активы. Не исключено, что это переименование есть частью договорников с правительством, которое пытается тихо замять эту историю», – пишет в Facebook народный депутат Сергей Рудык.

Доверенное лицо с болгарскими корнями

До начала войны украинским Альфа-Банком владели несколько акционеров-физлиц, в том числе и россияне Михаил Фридман, Петр Авен, Герман Хан, Андрей Косогов и Алексей Кузьмичев. Им принадлежало 82,55% акций.

После вторжения России в Украину Фридман, Хан, Авен и Кузьмичев оказались среди плеяды российских бизнесменов, которые попали в санкционные списки Евросоюза, Великобритании и США. Штаты также ввели санкции против российского Альфа-Банка и шести его дочек в разных странах (украинского финучреждения они не коснулись).

Тогда Национальный банк Украины лишил права голоса всех российских акционеров Альфа-Банка, кроме Косогова. К последнему впоследствии отошли акционерные пакеты Хана и Кузьмичева.

А вот доверенным лицом подсанкционных Михаила Фридмана и Петра Авена стал болгарский экономист Симеон Дянков. Его кандидатура была утверждена НБУ с подачи главы Наблюдательного совета банка Романа Шпека.

Это был своего рода компромисс: с одной стороны, подсанкционные лица хоть и временно, но отказались от своих активов, с другой стороны, финучреждение не национализировали.

В интервью «Интерфакс-Украина» Симеон Дянков отметил, что Альфа-Банк Украина работает на благо самого учреждения и его клиентов, а не на благо акционеров. Он получил автономное право принятия решений без согласования с бизнесменами, чьими долями распоряжается. При этом свои шаги Дянков должен обсуждать с НБУ.

Симеон Дянков в прошлом – многолетний функционер Всемирного банка, имеет опыт работы в условиях экономического кризиса в Восточной Азии (1996–1997 гг.) и в Турции (2021 год). С 2019-го по 2013 год занимал пост министра финансов и вице-премьера в болгарском правительстве.

А еще Дянков – автор рейтинга ведения бизнеса Doing Вusiness, вокруг которого в прошлом году разгорелся скандал. Оказалось, что команда болгарина минимум дважды – в 2018-м и 2020 году – сманимулировала показателями, чтобы улучшить или ухудшить позиции некоторых стран. Впоследствии Всемирный банк решил прекратить публикации рейтинга Doing Вusiness.

Что грозит Альфа-Банку Украина: национализация, продажа или докапитализация?

В Украине есть несколько законных механизмов изъятия активов России и ее резидентов.

Первый – это конфискация имущества на основании решения суда. Эта мера наказания прописана в Уголовном кодексе страны за такие правонарушения, как коллаборационизм, пособничество государству-агрессору и оправдание войны России против Украины.

Второй – это конфискация имущества России и ее резидентов по решению Совета национальной обороны и безопасности. Именно этим механизмом в Украине воспользовались для изъятия активов Проминвестбанка (принадлежит ВЭБ.РФ) и Международного резервного банка (принадлежит Сбербанку России).

Третий – национализация имущества российских компаний и физлиц, а также граждан, связанных с Россией, из других государств, публично отрицающих войну между РФ и Украиной, по решению Высшего антикоррупционного суда.

Собственно, именно последним в теории могла бы воспользоваться Украина, чтобы взыскать доли Фридмана и Авена в украинском Альфа-Банке в пользу государства.

Однако национализация финучреждения – сомнительные траты для воюющей страны.

На сегодняшний день Альфа-Банк входит в десятку крупнейших банков в Украине. Он отнесен НБУ к системно важным кредитным организациям. В Альфа-Банке украинцы хранят депозиты на общую сумму в 48 миллиардов гривен (свыше 1,5 миллиарда долларов), а предприятия – средства на сумму в 24 миллиарда гривен (около миллиарда долларов). Банк обслуживает 2,6 миллиона физлиц, 55 тысяч компаний и 88 тысяч ФЛП.

По расчетам того же Дянкова, Альфа-Банку необходима докапитализация на миллиард долларов. Ее готовы предоставить российские акционеры учреждения. Однако тут еще нужно добиться разрешения от банков и регуляторов Великобритании и США на вывод этой суммы из-под санкций.

Учитывая то, что российские акционеры и дальше согласны решать проблемы банка в его национализации, пока нет необходимости, иначе все эти хлопоты лягут на плечи украинского государства.

Еще один вариант, который мог бы ожидать Альфа-Банк Украина, – это продажа. Однако на долю подсанкционных лиц очередь не выстраивается. Более того, из-за экономических ограничений, под которые попали Фридман и Авен, сама возможность проведения сделки – под вопросом.

История со сменой названия Альфа-Банка Украина – это попытка финучреждения замаскировать свои российские корни. Так как любые связи с государство-агрессором несут для украинских компаний серьезные репутационные потери и риск национализации.