Участок дома прилегает к будущей трассе — дублеру Горьковского шоссе.
Садовое товарищество «Пролетарий» находится в Казани в Кировском районе. Оно известно своим уникальным домом, который называют перевертышем. Все потому, что основание конусообразное занимает всего 3 кв. м. Особенность этого дома еще в том, что его построил ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Калинкин. Перевертыш стал своеобразной местной достопримечательностью. Но его хотят снести – власти строят дублер Горьковского шоссе, а дом стоит прямо у будущего участка дороги.
История перевертыша
Автор уникального дома Анатолий Николаевич Калинкин. Он прошел войну от начала и до конца, на фронт ушел 18-летним парнем. Механиком обслуживал боевые самолеты, был и воздушным стрелком — совершил 35 успешных вылетов, награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, рассказывает «Реальное время».
В детстве Анатолий сам научился играть на фортепиано, хорошо рисовал, будучи взрослым писал стихи, а в доме до сих пор хранятся портреты, которые он сделал карандашом. Чего бы ни касались его золотые руки, все выходило ладным и полезным для окружающих.
Уникальный дом Калинкин начал строить для дочери Светланы в 1977 году, когда ей было 2,5 года, а ему — 54.
Он потратил остаток жизни, чтобы воплотить в реальность свои мечты.
— Папа хотел построить что-то необычное, оригинальное. Проект родился в его голове. Он сам все рассчитал, как сделать так, чтобы дом не упал, все чертежи делал сам. Там какая-то сложная конструкция и 20 тонн бетона залито. И строил папа один, без какой-либо помощи. Все вручную вырезал: раньше не было специального инструмента, чтобы выпиливать дырочки на пиках, которые спускаются. Единственное, что он мне и маме доверял, — покрасить, — рассказала Светлана «Реальному времени».
Строил дом Калинкин долго, порой делая перерывы. Дочь вспоминает, что когда была маленькой, там можно было жить в одной комнате.
Затем Анатолий сделал для нее отдельную маленькую комнату. В этой комнате позднее жили и дети самой Светланы, а потом и внуки. Примерно в 1989 году дом был готов, и семья могла там жить, а в 1997-м Анатолий Николаевич завершал отделочные работы. Про сам дом Калинкин говорил так: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Как рассказывает Светлана, ее отец был крепким мужчиной: даже в 70 лет работал в аэропорту грузчиком, сил было еще много. В больнице лежал лишь раз, и то не выдержал и сбежал. А свой первый зуб вылечил в 71 год. Но позже у ветерана выявили рак. Он не дожил два месяца до своих 78 лет. Для Светланы дом-перевертыш — это память об отце. Вместе с мужем они начали достраивать дом, как наказывал папа. Печку, которую установил еще Анатолий Николаевич, они заменили на новую. Дом за долгие годы не утратил крепости, практически не требовал ремонта, супруг Светланы только менял забор на крыше и некоторые доски. Планировал сделать еще санузел. Воду в дом супруг Светланы провел, установили водонагреватель, а заняться канализацией помешали другие обстоятельства.
Около пяти лет Светлана с мужем и детьми жила в доме-перевертыше, как осенью 2020 года пришло известие, что его хотят снести.
Почему дом хотят снести?
Земельный участок, на котором находится дом-перевертыш, расположен на пути первого этапа строительства дублера Горьковского шоссе — от улицы Несмелова до трассы М-7. Он обходится республиканской казне в 492,5 млн рублей. И это всего 1,5 километра.
Однако Светлана утверждает, что дом хоть и расположен близко, он не мешает строительству дороги. Она просила оставить хотя бы половину участка с домом как память о папе, которого нет больше 20 лет. Но на это власти не пошли – не по закону.
Когда начались разговоры о строительстве трассы, Светлана не подумала сразу оформить дачу как жилой дом. К тому же, когда ее мать оформляла строение на участке, перепутали дату ввода дома в эксплуатацию: записали, что он построен в 1979 году.
— В апреле 2021 года этот дом у нас выкупили власти города. Он стал муниципальным жильем. Купили его за маленькие деньги — 1 миллион рублей. У нашего СНТ «Пролетарий» также выкупили участки, кто-то начал разбирать свои дома, кто-то увозить. Я спросила, сколько по времени мы тут можем жить, нам сказали, что можно жить до конца лета. Я росла вместе с этим домом, естественно, было очень тяжело, но я смирилась, — рассказывает Светлана порталу 116.ru.
После того как новости о сносе дома-перевертыша появились в СМИ, казанцы стали выступать против. Тогда мэр города Ильсур Метшин сказал, что проект строительства дублера пересмотрят, а дом оставят. Обещание градоначальника Светлане передали глава администрации Кировского и Московского районов Сергей Миронов вместе с заместителем главы администрации Александром Батмановым. Женщина отмечает, что все это было в конце августа, перед выборами. Потом пришли люди якобы от мэрии, чтобы сделать косметический ремонт.
— Они все посмотрели, сказали, что вернутся потом. Но больше мы их не видели. Эти люди вселили в нас надежду. Я ни у кого и ничего сама не просила, — продолжает Светлана в беседе с журналистами.
Калинкина обрадовалась, что дом остается в целости и решила продолжить заниматься ремонтом. Она планировала разбить возле дома садик, посадить цветы, чтобы людям было интереснее фотографироваться.
— А 7 июня (этого года) я пошла на почту и получила два письма. В одном из них было сказано, что я должна выехать из дома в течение трех дней. За каждый просроченный день — штраф 5 тысяч рублей. Об этом письме даже не предупредили. А сейчас приходится собираться в спешке. Я не знаю, что хотят с этим домом сделать. В прошлом году я ходила и просила, чтобы мне оставили дом, денег не надо было, — объясняет Светлана.
Что будет с домом ветерана?
Начался суд. Истцом выступил Комитет по земельным и имущественным отношениям исполкома Казани, а ответчиком Светлана. Судья предложила сторонам заключить мировое соглашение. 11 июля Светлана вместе с сотрудниками исполкома приезжала в дом, а 15 июля состоялось следующее заседание.
Представители власти планировали написать отказ от иска. Но даже если производство прекратят, дальнейшая судьба дома так и остается загадкой. Ходят слухи о переносе дома в другое место. А Светлана считает, что выселяют ее семью вовсе не из-за дороги — место хорошее.
К слову, строительство первого этапа трассы уже завершили, дом еще стоит.