В Московской области во время матча между «Зенитом» и «Химками» примерно на 72-й минуте фанаты «Зенита» прокричали «Fan ID – убийца футбола!» и покинули стадион. Это далеко не первый протест против «паспорта болельщика» (Fan ID). Фанаты многих российских клубов выступили против его введения и приготовились к бойкоту матчей.
С 4 июля в России началась кампания по выдаче «паспортов болельщиков». Ранее закон о введении документа был подписан Путиным, через какое-то время без его оформления нельзя будет посещать соревнования, покупать билеты или абонементы. Вводится он ради идентификации участников события – проще говоря, ради слежки и дополнительного контроля.
При этом фанаты 15 из 16 клубов Премьер-лиги выступили против и намерены бойкотировать матчи, пока Fan ID не будет отменен. Против были и известнейшие тренеры – например, Олег Романцев и Валерий Газзаев. Но это не помогло: в Госдуме продавили закон, мотивируя его, как чаще всего и бывает, необходимостью повышения безопасности. А Путин закон подписал.
Противники Fan ID считают, что введение «карты болельщика» просто убьет интерес молодежи к футболу.
Александр Дюков, президент Российского футбольного союза, высказался за Fan ID, однако его выступление противоречит логике:
«Сейчас проблем и правонарушений на трибунах стало куда меньше – за этим стоит серьезная работа правоохранительных органов и клубов. Но они же считают, что необходим еще один дополнительный барьер».
Иными словами: прекрасно жили без всяких «паспортов болельщика», безопасность сильно повысилась и без них. Тогда зачем их вводить, попутно ссорясь с фанатами?
«Власти очень не нравится независимый характер этой фанатской среды, она очень хочет взять это под тотальный ФСБшный контроль», – считает ныне эмигрировавший политик Владимир Милов.
В первый же день введения Fan ID случился сбой: документ можно оформить на портале Госуслуг, но заявки стали массово отклоняться. Проблемы возникли не только у рядовых болельщиков, но даже у сотрудников футбольных клубов. Так, президент ФК «Урал» Григорий Иванов сообщил: «Один человек только прошел [регистрацию], а исполнительный директор уже 10 раз фотографию отправил. Непонятно что это такое. Ждем и смотрим».
Для получения Fan ID необходима фотография (биометрия лица), ряд документов (в частности, СНИЛС), а история посещения матчей будет сохраняться. Что, как считают противники «паспорта болельщика», может стать неким аналогом китайского «социального рейтинга». Выдаваться карта будет после проверки на «благонадежность».
Но главный баг «паспорта болельщика» – не в сбоях на Госуслугах. Повторяется история с введением QR-кодов для привитых граждан в период обострения коронавирусной паники. Большинство россиян не желают быть объектами контроля и слежки, а в случае введения такого рода мер готовы отказаться от посещения мест, где слежка предусматривается. Так, в конце 2021 – начале 2022 года число покупателей в магазинах, где требовалось предъявление QR-кодов, снизилось. Упала и выручка, а федеральный закон о QR-кодах так в итоге и не был принят.
Однако продвигатели электронного концлагеря в России пока не сдались – невзирая на санкции, которые могут поставить крест на этих планах, невзирая на то, что большинство – против.
Авторы телеграм-канала «Методичка» еще при принятии закона предположили, в чем дело:
«Как и всякая спущенная сверху идея, Fan ID прекрасно решает задачи своих инициаторов – задачу мощнейшего бюджетного распила (на реализацию заложен как минимум 1 млрд рублей) и задачи контроля и безопасности. Проблема в том, что в долгосрочной перспективе это приведет к решению только одного вопроса – чистоте трибун. Нет зрителей – нет и мусора».
Пока реакции власти на протест болельщиков против Fan ID нет.