Bloomberg получил доступ к конфиденциальному прогнозу развития российской экономики, который был подготовлен для правительства. Этот документ противоречит официальным заявлениям чиновников о том, что санкции оказались менее вредоносными, чем предполагалось изначально, а ВВП в ближайшие полтора года сократится на единицы процентов, а потом и вовсе пойдет вверх. Сайт «Утро Февраля» сопоставил официальную статистику и цифры, которые власти предпочли скрыть от всех.
В распоряжении Bloomberg оказался доклад касательно экономического будущего России, который был подготовлен для правительства. Документ выглядит крайне пессимистично и в корне отличается от тех заявлений, которые озвучивались официальными лицами публично.
Два из трех сценариев, представленных в отчете, предусматривают спад экономики на протяжении минимум пяти лет. На довоенный уровень ВВП России удастся выйти лишь в следующем десятилетии.
Согласно инерционному сценарию, в этом году российская экономика сократится на 3,5%, а в следующем — на 8,3%. Рост начнется в 2028 году, однако незначительный — всего 0,4% за год. Согласно стрессовому сценарию, ВВП в этом году упадет на 4,2%, а в следующем — на 11%.
В это же время Центробанк озвучивает куда более оптимистический сценарий развития российской экономики. Официально регулятор заявляет, что по итогам года ВВП сократится на 4–6%, в следующем — на 1–4%, а вот уже в четвертом квартале 2024 года последует рост в 1–2%.
Минэкономразвития прогнозирует падение экономики к концу декабря на 4,2%. В ведомстве также сообщают, что в следующем году ВВП сократится всего на 2,7%.
Еще более оптимистические заявления звучат из уст первого вице-премьера Андрея Белоусова. Он говорит, что в этом году ВВП упадет менее чем на 3%, а в следующем – произойдет ограниченное сокращение в 1%.
Пессимистические прогнозы динамики ВВП связаны с продолжительным действием санкций, последствия которых уже ощущают на себе многие отрасли экономики. Ограничения стран Запада уже вывели из строя отечественное машиностроение и авиастроение, по факту ликвидировали фондовый рынок и запустили кризис на металлургическом производстве. В секретном отчете говорится, что последние из-за санкций теряют 5,7 миллиарда долларов в год.
Ограничения на доступ к западным технологиям могут привести к тому, что Россия отстанет от существующих стандартов на поколение или два, поскольку страна вынуждена будет полагаться на менее продвинутые альтернативы из Китая и Юго-Восточной Азии.
Помимо этого, в документе прогнозируется, что государство к 2025 году могут покинуть 200 тысяч IT-специалистов. Утечка мозгов негативно скажется на программном обеспечении и кибербезопасности отечественных компаний.
В предоставленном правительству отчете сказано, что полное прекращение поставок газа в Европу — главный экспортный рынок России — выльется в ежегодную потерю в 400 миллиардов рублей (6,6 миллиарда долларов) в виде недополученных налоговых поступлений. При этом в документе сказано, что полностью компенсировать потерянные продажи новыми экспортными направлениями не удастся даже в среднесрочной перспективе.
Сейчас газ уходит в Европу только по трем трубопроводам из шести: «Уренгой – Помары – Ужгород», «Турецкому потоку» и «Голубому потоку». Уже в августе налоговые поступления от продажи голубого топлива в сравнении с январем уменьшились почти вдвое и составили лишь 115 миллиардов рублей.
Такая тенденция грозит сокращением добычи углеводорода, что ставит под угрозу цели Кремля по расширению внутренних поставок газа.
Напомним, западные санкции распространяются на поставку технологий и оборудования для энергетических компаний РФ. Это может свести на нет строительство новых заводов по производству сжиженного газа.
Согласно данным Росстата, сокращение добычи голубого топлива уже происходит пять месяцев подряд. Июльские показатели почти на 40% ниже, чем мартовские. Статистика «Газпрома» показывает, что за восемь месяцев 2022-го было добыто газа на 14,6% меньше, чем за такой же период прошлого года.
Аналогичный прогноз эксперты делают и касательно нефтяного рынка. Эмбарго со стороны ЕС (в прошлом году на Европу приходилось около 55% экспорта черного золота), которое вступит в силу уже в конце этого года, может привести к резкому сокращению производства энергоносителя, в результате чего на внутреннем рынке также образуется дефицит топлива.
На пике импорт из-за западных ограничений обвалился вдвое. Сейчас, по словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, ввоз зарубежной продукции в страну находится на уровне 65–70% прошлого года.
Главный краткосрочный риск сокращения импорта — это приостановка производств из-за нехватки зарубежного сырья и комплектующих. В долгосрочной перспективе невозможность ремонта иностранного оборудования может навсегда ограничить рост отдельных секторов экономики.
К примеру, 99% производства птицы и 30% производства молочного скота голштинской породы зависят от импорта. Семена для основных продуктов, таких как сахарная свекла и картофель, также в основном привозятся из-за пределов страны, как и корма для рыб и аминокислоты.
95% пассажиропотока перевозится на самолетах иностранного производства, и отсутствие доступа к импортным комплектующим может привести к сокращению флота по мере выхода лайнеров из эксплуатации. По данным агентства Reuters, авиакомпании в России уже начали разбирать одни самолеты на запчасти, чтобы продлить срок использования других бортов.
Не менее радужная ситуация и в фармацевтике. Тут около 80% отечественного производства зависит от импортного сырья.
Из-за ограничений на SIM-карты к 2025 году в России может образоваться их дефицит.
Главный риск оптимистических прогнозов, которые озвучивают российские чиновники, вопреки реальности, — неправильное планирование бюджета на следующий год. В результате деньги на дополнительные траты придется тянуть из Фонда национального благосостояния или занимать. Поскольку мировые инвестиции закрыты для РФ, средства будут искать на внутреннем рынке, выпуская облигации федерального госзайма. Если на них не найдутся частные инвесторы, то их придется выкупать ЦБ, что грозит дополнительной эмиссией. В свою очередь это выльется в инфляцию — новое обесценивание рубля и повышение цен на товары и услуги.