Закон о люстрации — один из первоочередных для постпутинской России. Именно этот документ стал ключевой темой третьего дня Съезда Народных Депутатов. В понимании авторов документа – это акт примирения и национального компромисса, а не наказания. Об этом заявил глава оргкомитета Съезда, депутат Государственной думы России 5-го и 6-го созывов Илья Пономарев.
«Мы не занимаемся расследованием индивидуального дела каждого, кто имел отношение к режиму, грубо говоря — кто не служил в СС, но был частью этой властной машины. Таких людей, а их в РФ от 1 до 1,5 миллиона, нельзя массово сажать в тюрьмы – это будут массовые репрессии. Этого непозволительно допускать», — подчеркнул Пономарев.
Но при этом, люди, попадающие под люстрацию, лишаются возможности иметь отношение к власти, занимать должности и принимать участие в государственной деятельности.
Разработчики документа изучали опыт европейских стран и учли все недостатки процесса. По мнению авторов под люстрацию должны попасть две категории людей:
1. Лица, которые лично участвовали в полномасштабном военном вторжении в Украине:
2. Люди, которые непосредственно не принимали участие в военной деятельности, но занимали определенные должности при нынешней власти:
Однако авторы закона оставляют шанс избежать люстрации.
«Концепция закона предусматривает, что мы устанавливаем определенную дату, которая называется датой выхода. Это нужно для того, чтобы люстрационные меры не были приговором, который вынесен уже сейчас, а наоборот побудили тех людей, которые попали под люстрационные ограничения, встать на путь добра. Мы предлагаем эту дату выхода установить наперед, чтобы дать людям возможность выйти из люстрационных списков и совершить действия по деятельному раскаянию. Эти действия включают в себя публичное осуждение войны с Украиной, оказание помощи движению сопротивления или ВСУ. Либо другая конкретная работа направленная на окончание войны и поражение режима», – подчеркнул Пономарев.
Помимо этого, документ предполагает создание Комиссии по депутинизации – она будет иметь право исключать людей, которые попали в люстрационные списки, из-под действия люстрации.