О Конституции будущей России: репортаж Андрея Григорьева на «Idel.Реалии»
Андрей Григорьев в своем материале анализирует результаты Третьей сессии Съезда народных депутатов России.
- Парламентарии в изгнании приняли, наконец, Конституцию переходного периода, акт освобождения политзаключенных и — в первом чтении — закон о местном самоуправлении;
- Причем в Конституции появилась статья, закрепляющая право россиян на владение оружием, в том числе — «для защиты государства от попыток узурпации власти». Правда, эту формулировку восприняли так, что у будущих россиян право защищать страну от узурпации превратится из права в обязанность;
- Ещё одной сенсацией стал «акт покаяния», принятый в последний день работы съезда. Российские политики приняли документ, осуждающий Голодомор и «неоднократные попытки уничтожить украинскую государственность». По ряду вопросов съезд не пришёл к консенсусу. Это коснулось, в частности, предложения провести широкую амнистию российских заключенных и противодействовать российским «квазивыборам» 2023-2024 годов.
Далее Андрей Григорьев проанализировал подготовку к третьему «съезду народных депутатов России» и написал, что все проходило в Варшаве в тревожной атмосфере.
- Прессинг не помешал третьему съезду стать самым массовым по количеству депутатов. Организаторы ещё в первый день сообщили, что в работе съезда участвуют в общей сложности 78 делегатов (39 в зале и 39 — онлайн). Для сравнения, первый и второй съезды собрали, соответственно, 59 и 76 делегатов.
- Большинство участников, по всей видимости, не выдерживало марафона в несколько дней, и к концу каждого съезда количество голосующих по тому или иному вопросу неуклонно снижалось. Третий съезд, потребовавший четыре дня плотной работы, не стал в этом плане исключением. Зато делегаты, прозаседав во второй день до одиннадцати вечера, успели наконец в окончательном виде принять Конституцию переходного периода, а также — правда, только в первом чтении — рассмотреть закон о местном самоуправлении
- А вот акт об освобождении, предполагавший реабилитацию политзаключенных и широкую амнистию для осуждённых по общеуголовным статьям, вызвал ожесточенные споры. Часть делегатов сочла, что амнистией воспользуются те, кто не заслуживают немедленного освобождения. По этому поводу участники спора успели вспомнить всю «классику» — от «холодного лета» 1953 года до педофилов, преступления которых обычно не подпадают под категорию тяжких. Особенно популярным оказался первый контраргумент. Однако адвокат Алексей Барановский (осенью 2022 года его лишили статуса адвоката в России), представивший на суд делегатов акт об освобождении, считает, что все их опасения напрасны — никакого нового «холодного лета» в случае массовой амнистии случиться уже не может.
— Всех самых социально опасных и склонных к криминалу заключенных забрал уже Евгений Пригожин в ЧВК «Вагнер», — объяснил Барановский причины своей уверенности корреспонденту «Idel.Реалии».
— То есть всю грязную работу он проделал за вас?
— Совершенно верно. Их уже похоронили или в ближайшее время похоронят. Поэтому, когда произойдёт амнистия, никакого холодного лета не будет, потому что там будут просто люди, которые обрадуются шансу начать жизнь сначала. Но депутаты решили подуть на воду — их право, — говорит Барановский.
В итоге акт об освобождении разбили на две части. Часть о политзаключенных не встретила никакого сопротивления, а часть об амнистии организаторы предполагают доработать к следующему съезду.
В то же время чёткого понимания, кого считать политзаключенными, у делегатов съезда пока тоже нет. Ясно, что за основу будут приняты списки «Мемориала», но Барановский предполагает, что их придётся расширить — поскольку уже целый вал российских случаев не соответствует традиционной практике признания людей политзаключенными.
— Сейчас любой поджог военкомата трактуется властями РФ как террористический акт. С точки зрения российского правоприменения, терактом называют и поджог военкомата, и, условно, нападение на больницу в Будённовске. Статья одна, но суть-то разная. Так что, возможно, прорабатывая документ по политзаключенным, мы подойдём не по статьям УК, а пофамильно. Как в тех же списках «Мемориала». Только, в отличие от «Мемориала», расширим их за счёт тех, кого сейчас называют партизанами. Можно и по дате провести водораздел. РФ с 24 февраля 2022 года окончательно превратилась в нелегитимное государство, failed state — а в УК есть норма, освобождающая от наказания за преступление, если оно направлено на предотвращение более тяжкого преступления. Поскольку действия РФ — агрессивная война, геноцид — априори более тяжкое преступление, то любые преступления против государства-террориста РФ позволительны, если от этого не страдают простые мирные граждане, — отмечает Алексей Барановский.
Продолжение в материале «Idel.Реалии»