Новости, связанные с Днем России, были перебиты в информационном поле сообщениями об импортозамещении McDonald’s. Новооткрытые рестораны называются «Вкусно и точка». McDonald‘s был символом американской культуры, нынешние рестораны пока что никаким символом не стали. Но в Москве в первый день открытия выстроилась очередь любопытствующих, а блогеры размышляют, что может означать эта самая импортозамещенная «точка».
Телеграм-канал «Мастер пера» пытается разобраться именно в этом вопросе:
«Новое название открывшегося взамен McDonald ‘s ресторана не снимает потребительских вопросов, а множит их, превращая в политические. В названии «Вкусно и точка» понятен лишь анонс качества пищи, которая обещается не хуже прежней, но вот что имеется ввиду под «точкой», совсем никак не растолковано.
Точки бывают разные, их столько в последнее время зашло в повестку дня, что лишнее упоминание такого слова вызывает у граждан напряжение. Например, более чем расхожим по нынешним временам стало выражение «точка невозврата».
Ничем не лучше словосочетание «дойти до точки».
Конечно, многообещающе звучит «Точка-У», но в процессе «спецоперации» выяснилось, что этот тактический ракетный комплекс ныне используется лишь украинской стороной.
А WEST POINT, то есть «западная точка», так и вовсе является названием американской военной академии.
Безусловно, есть еще «точка сборки», означающая на языке политтехнологов место политической, общественной и иной мобилизации, но и этот термин заимствован у внешних партнеров.
Раньше в ходу было понятие «пивточка», то есть палатка, где регулярно продавали пиво на розлив, однако вряд ли организаторы импортозамещения Макдональдса подразумевали такую ассоциацию».
Тему продолжают авторы телеграм-канала «Ваш покорный слуга QR-Кот»:
«Насчет точки в импортозамещенном названии — в этом нет ни загадки, ни интриги.
…Как давным-давно сообщил Граду и Миру великий русский поэт Михаил Щербаков, для интриги нужна точка с запятой. Для «продолжения банкета» — тем более. А точка — это что? Это финал. Или «привет» на инопланетном языке из книги Курта Воннегута — там в итоге с этой самой точкой тоже как-то не задалось; разумная машина отказалась от бессмысленного задания доставить точку-послание на край Вселенной. Вот и с импортозамещением оно как-то так…»
Блогер Вера Афанасьева более категорична в суждениях:
«Мне одной в этом названии слышится — жри, что дают?»
Политолог Станислав Белковский предлагает следующие импортозамещенные «бренды»:
«Можно еще сделать сеть фастфуда «Родина» с базовыми слоганами: «Вас много — я одна» и «Молчи, сынок» (в смысле — когда я ем, я как всегда)».
«А еще в этом всем шалмане не будет алкоголя. И без этого как раз они прогорят», — предсказывает «успехи импортозамещения» блогер Кирилл Шулика.
Политолог Анатолий Несмиян рассуждает о том, что такое бренды, и почему пока что импортозамещение не впечатлило:
«Макдональдс — это не про поесть. Это про узнаваемый стандарт. Он может не нравиться, может нравиться. Но это стандарт, который узнаваем во всем мире. Когда ты приезжаешь в другую страну и видишь знакомое название — ты автоматически идешь туда. Или наоборот — категорически не идешь. Но, опять же, потому, что у тебя уже сформировано отношение к названию, к бренду.
…Какие символы на глобальном поле создала путинская Россия? ЧВК » Вагнера» разве что. Да то этот символ вторичен. Он неуникален, а потому пришел на уже существующую поляну, где и без него тесно.
…Макдональдс создал легенду — Биг Мак. Как Ксерокс создал свою легенду, когда любой копировальный аппарат любой компании называют сначала ксероксом, а затем уточняют, о чем идет речь.
Пока единственной загадкой было имя новой сети. Но гораздо интереснее, какую легенду сможет создать эта сеть? Какой уникальный смысл будет ею создан. И насколько он сможет хотя бы на уровне карго-культа повторить легенду Биг Мака или какого-нибудь Биг Тейсти. Давать оценки новой сети сейчас бессмысленно, но пока первые шаги не впечатляют».
«На соусах, которые продают во «Вкусно и точка», логотип McDonald’s закрашен маркером. И — импортозамещение», — констатирует телеграм-канал «Ватное болото».
А является ли это импортозамещением вообще? Таким вопросом задаются авторы телеграм-канала «Украина не Россия?»:
«Это абсолютно однозначный сигнал о том, что западный образ жизни, который и символизирует симулякр Макдональдса, да и сам Запад в целом, остается основным полюсом притяжения России. Ведь после закрытия Мака держатель франшизы не решил открыть сеть ресторанов русской кухни, типа какого-нибудь «Расстегая» или китайской, или любой другой восточной, а вернул его подобие.
Да и открытие «новой» сети, приуроченное к Дню России, красноречивее всего свидетельствует о нежелании отказываться от противостоящего, враждебного, но такого притягательного Запада…
Причем даже политадминистраторы «не стали грудью» против такого противоестественного смешения Дня России с открытием сети бургерных, олицетворяющих Америку».
Телеграм-канал «Крем» подводит невеселые итоги:
«На вкусно в России ставится точка. Как и на многом другом за эти 109 дней. На нормальной жизни. На простых людях. На свободе выбора. На репутации. На мире. Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста».
Автор «Утра Февраля» политический консультант Алексей Михайлов:
Зомби-бренд получился конечно отвратный. Выражение «и точка» в русском языке означает окончательное решение, прекращение дискуссий. В данном случае — о вкусе. С учётом политического контекста звучит примерно так:
Чё, не нравится?
Жри, сука!
И не пиздеть мне тут!
Вкусно, и точка.