Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, известный как СНВ-3, был заключен в далеком 2010-м. Подписание договора состоялось 8 апреля 2010 года в Праге между президентом США Бараком Обамой и президентом РФ Дмитрием Медведевым.
Договор вступал в силу с 5 февраля 2011 года. Свое обиходное название СНВ-3 договор получил от аббревиатуры СНВ — стратегическое наступательное вооружение и порядкового номера 3. Тем самым этот договор сменил договор СНВ-1, истекший 5 декабря 2009 года. Интересно, что договор СНВ-2, подписанный 3 января 1993 года в Москве между президентами Соединенных Штатов и России Джорджем Бушем и Борисом Ельциным, так и не вступил в силу, так как Государственная дума РФ отказалась его ратифицировать. В Думе сочли прописанный в нем запрет на использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями невыгодным для России. Поэтому, хотя договор и был ратифицирован США, по сути оказался никчемным. Позднее в ходе переговоров между Соединенными Штатами и Россией вместо СНВ-2 был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года. Договор СНВ-3 от 2010-года заменял оба эти договора одним актуальным соглашением. Договор был рассчитан на 10 лет, однако с возможностью продления еще на пять лет по взаимной договоренности сторон.
В чем суть СНВ-3? Это был двусторонний договор между Россией и США о дальнейшем взаимном сокращении арсеналов развернутых стратегических ядерных вооружений. Договор предусматривал сокращение каждой из сторон общего количества развернутых ядерных боезарядов до 1550 единиц, а межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков, способных нести ядерные боезаряды, до 700 единиц. На момент подписания договора РФ обладала 2504 ядерными боезарядами против 2468 у Соединенных Штатов Америки. Договор предусматривал, что стороны в течение семи лет сокращают свой ядерный потенциал до указанных ограничений и обязуются не превышать их, а также обязуются не разрабатывать, не испытывать и не разворачивать попадающие под запрет виды стратегических наступательных вооружений.
Проблема возникла в конце 2020 года, когда подходил к окончанию срок действия договора СНВ-3, а при этом на фоне начавшейся в феврале 2014-го агрессии России против Украины отношения между США и Россией резко ухудшились. Соединенными Штатами была введена целая серия различных экономических и политических санкций против России за осуществляемую агрессию. В результате взаимные политические консультации между странами были сильно сокращены, в том числе и по проблеме стратегических наступательных вооружений. Тем не менее 26 января в ходе телефонного разговора между президентом России и избранным президентом Джозефом Байденом, Россия и США договорились продлить договор без дополнительных условий еще на пять лет, до 5 февраля 2026 года. В этот же день страны обменялись между собой нотами о достижении договоренности по продлению договора. 27 января 2021 года Госдума и Совет Федерации России ратифицировали соглашение о продлении договора СНВ-3 до 5 февраля 2026 года, Закон о продлении договора был подписан президентом России 29 января и с 3 февраля соглашение между Россией и США о продлении вступило в силу.
Необходимо отметить, что предыдущий президент Соединенных Штатов Дональд Трамп выступал против автоматического продления договора СНВ-3. Республиканцы настаивали на выработке нового договора с обязательным привлечением к нему Китая. Вариант продления действующего соглашения рассматривался только с дополнительными условиями, которые подразумевали включение в него новейших видов стратегических вооружений и тактического ядерного оружия, а также введение дополнительных механизмов проверок выполнения ограничений. Россия же предлагала пролонгировать имеющийся договор без каких-либо условий. В итоге продление договора фактически на условиях России было весьма негативно встречено представителями Республиканской партии США, в то время как большинство демократов поддержали такое решение президента.
Тем не менее в мае этого года директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Владимир Ермаков заявил следующее:
«Хотел бы уточнить, что взаимодействие между Россией и США как сторонами действующего Договора о СНВ, или как его еще называют СНВ-3, не прерывалось. В предусмотренных для этого формах продолжается рассмотрение вопросов, связанных с его выполнением, ведется обмен необходимыми данными и уведомлениями»
А 10 июня к этой же теме возвращается и посол России в Соединенных Штатах Америки Анатолий Антонов.
«Через несколько лет — в 2026 году — он (договор об СНВ-3) истечет. Отвечает ли национальным интересам США то, что у нас не будет контактов между военными, дипломатами по стратегической стабильности? Мне кажется, что нет», — сообщает посол.
15 июня этой проблематикой озаботился и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявив, что Соединенные Штаты и Россия должны обсуждать меры по ограничению и дальнейшему сокращению наступательных стратегических вооружений, так как эта тема касается глобальной безопасности всего мира. «И это обсуждение важно не только для народов наших двух стран, но и для всего мира, для глобальной безопасности», — отметил Песков.
Чем вызван такой интерес к проблеме, пусть и крайне важной, но вроде как закрытой на ближайшие четыре года? Как отмечает экс-сотрудник Госдепартамента США Алексей Собченко, для России фактор ядерного оружия имеет символический характер. Особенность стратегических ракет с ядерными боеголовками заключается не только в том, что они способны превращать в ядерный пепел целые города, но и в том, что они поражают шахты и пусковые установки стратегических ракет противника. Однако с этой задачей неплохо справляются и современные неядерные высокоточные ракеты. И здесь отставание России колоссальное, что бы ни показывали в мультиках Путину. Поэтому стратегическое ядерное оружие для российских генералов и политиков — это единственный весомый аргумент их права говорить на равных с Соединенными Штатами и занимать место постоянного члена Совбеза ООН с правом вето.
К этому стоит добавить, что после начала полномасштабного вторжения в Украину, размахивание ядерной дубинкой становится самым излюбленным приемом кремлевской пропаганды. Таким образом путинская команда пытается решать и пропагандистские задачи. Вынудив представителей США сесть с ними за стол переговоров, пусть и по проблеме СНВ, а не передела мира или новой «Ялты», они демонстрируют, что никакой дипломатической изоляции вокруг России нет. «Мы рукопожаты. Мы значимы. Американцы вынуждены вести с нами прямые переговоры, нравится им это или нет. Мы диктуем концепты мировой политики. Мы — мировая сверхдержава!»
Но, независимо от того, чем закончатся политические маневры Кремля вокруг темы договора СНВ-3, этот режим обречен. Он обречен исторически. И последний рык подыхающей империи в виде агрессивной войны против Украины лишь ускоряет ее крах. Это только в сказках кровь молодой девушки помогала Кощею Бессмертному продлевать свою жизнь. Реальному «кощею» это все явно не поможет.