Власти Беларуси намерены изменить закон о порядке выезда и въезда в Беларусь граждан страны. Законопроект был внесен в парламент 23 июня.
Основное изменение (помимо введения биометрических паспортов) — то, что КГБ Беларуси сможет ограничить выезд не только состоящим на «профилактическом учете», но и тем, чей отъезд «противоречит интересам национальной безопасности». Планируется, что в таких случаях выезд закроют на срок до полугода. Кто и по каким причинам может попасть в эту категорию, не уточняется.
Запрет будет действовать для обвиняемых в административных правонарушениях «против порядка управления» (по «политическим» статьям КоАП — неповиновение законному распоряжению должностного лица, нарушение порядка организации митингов и т. п.). Раньше это касалось уже приговоренных к штрафу, теперь станет превентивной мерой.
Впрочем, ограничили не только «возмутителей спокойствия», но и силовиков. Им можно будет выехать из Беларуси лишь с разрешения начальства. Мера распространяется и на спасателей МЧС. Впрочем, правило негласно действовало и раньше.
Могут ли выездные визы появиться и в российской практике? Телеграм-канал «Можем объяснить» напоминает, что репрессивные механизмы из Беларуси приходят и в Россию, явление даже получило название «белорусизация режима».
Пока что МИД РФ отверг планы введения выездных виз. Представитель МИД Алексей Зайцев опроверг слухи о расширении нынешнего перечня ограничений.
Выездные визы после распада СССР на постсоветском пространстве действовали какое-то время в Туркменистане при режиме Сапармурата Ниязова-Туркменбаши, но были отменены. Хотя в прошлом году в Туркменистане это снова стало обсуждаться из-за оттока населения.
Несмотря на заверения МИД РФ, тревожные звонки все же имеются — например, кинорежиссер Александр Сокуров не смог пересечь границу для участия в мероприятии в Европе. О трудностях и откровенном хамстве на пограничном контроле часто сообщали россияне, покидавшие страну после 24 февраля.
Граждане РФ создали телеграм-канал «Пограничный контроль». В нем как раз и говорится об опыте прохождения российской границы в нынешнем году. К примеру, очень часто от людей требуют ответов на абсолютно не предусмотренные никаким законодательством вопросы — например, об отношении к «спецоперации».
Участники группы рассказывают, что удаляют «неблагонадежные» файлы и приложения из гаджетов — на случай, если пограничники потребуют их разблокировать, что также незаконно.