Третьяковская галерея временно передала Русской православной церкви «Троицу» Андрея Рублева. Икона вывезена из музея вечером 16 июля, сообщает издание «Медиазона» со ссылкой на сотрудников музея.
«Троица» помещена в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры на время торжеств в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского. Богослужения будет проводить патриарх Кирилл (Гундяев).
Речь о временной передаче «Троицы» шла с мая нынешнего года. При этом сотрудники Третьяковской галереи, исследователи и реставраторы сопротивлялись передаче иконы в распоряжение РПЦ.
«Даже кратковременное изменение условий хранения, в частности, в связи с запросом присутствия иконы на богослужении в соборе Троице-Сергиевой лавры, объективная непредсказуемость условий такой транспортировки – все это может катастрофическим образом сказаться на дальнейшем состоянии древнего хрупкого памятника», – говорится в заявлении расширенного реставрационного совета от 24 мая.
Однако 12 июля Минкульт прислал в Третьяковку разрешение на выдачу иконы «в исключительном порядке». Документ подписан Сергеем Обрывалиным, координирующим работу Департамента государственной охраны культурного наследия (помимо этого, Обрывалин курирует Российское военно-историческое общество, детище Владимира Мединского – бывшего главы Минкульта, а ныне помощника президента).
Как сообщила в своем телеграм-канале журналист и искусствовед Ксения Коробейникова, сотрудникам «дали понять, что приказ пришел «сверху» (какого именно, мне еще предстоит узнать) и сопротивляться ему бесполезно».
Разрешение на транспортировку «Троицы» подписал заместитель директора Третьяковки Ринат Шагапов, а директор галереи Зельфира Трегулова внезапно оказалась в командировке.
«С приказом все интересно. Все вывернуто так, как будто это галерея решила сама вывезти икону», – приводит «Медиазона» слова неназванного сотрудника музея.
Главная проблема, как подчеркивают реставраторы, – стабильная температура и влажность. Даже в музее поддерживать их сложно. В дороге и в действующем храме при скоплении верующих и зажженных свечах это задача повышенной сложности. А самые незначительные изменения климата могут сказаться на сохранности.
Но есть иной вопрос: а зачем РПЦ так спешно понадобилась рублевская «Троица» в действующем храме – и именно сейчас? В мае, когда музей все-таки смог отстоять свою позицию, речь шла о праздновании Троицы, которая выпала на 12 июня – День России. Теперь речь идет о мероприятиях в честь св. Сергия Радонежского.
И потребовалось ли это РПЦ или «самому верху»?
Здесь есть поле для предположений.
Журналист Сергей Пархоменко высказывает одно из них:
«Только один человек – Фараон лично – мог приказать вывезти из Третьяковской галереи и передать для богослужений в Троице-Сергиеву лавру икону Троицы Андрея Рублева.
Фараону очень нужно было сделать сейчас этот поступок.
Он о чем-то договориться пытается. Задабривает.
Или очень боится войну проиграть и просит помочь.
Или решается на что-то очень страшное: страшное даже ему самому. И заранее добивается прощения.
У него, у религиозного фанатика, а вера его чисто языческая, дикая, животная, к православию отношения не имеющая, – так давно устроено: в особенные моменты пытается «перетереть один на один», договориться «напрямую». И делает, как положено, «хозяину» подарки. Взятки дает.
Вот дал взятку опять. Потому что уверен и по этой уверенности живет: если вам кажется, что кто-то или что-то не продается, просто купите это еще дороже».
Нужно отметить, что «Троица» покидает Третьяковку во второй раз с 1917 года (в первый раз ее вывозили в эвакуацию во время Второй мировой). РПЦ неоднократно просила о ее передаче, Ельцин даже готов был согласиться, но ученым удалось его переубедить. В 2008 году поступила просьба о временном перевозе иконы для богослужения, однако тогда Третьяковская галерея ответила отказом.