Телефонные разговоры главы американской дипломатии Энтони Блинкена с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым – это событие, которое может говорить о многом.
На первый взгляд госсекретарь США действует в совершенно штатном режиме. Два народа, над примирением которых американцы не так давно изрядно поработали, снова начали стрелять друг в друга. Что еще мог сделать Блинкен, кроме как в очередной раз призвать их к миру?
Однако процитируем то, что заявил по этому поводу Энтони Блинкен:
«[Я] говорил с премьер-министром Армении Николом Пашиняном о ситуации в Нагорном Карабахе и вокруг него. Я призвал к сдержанности и прямому диалогу с Азербайджаном для решения этих вопросов… [Я] заверил Ильхама Алиева, что Соединенные Штаты готовы взаимодействовать и содействовать диалогу между Азербайджаном и Арменией, чтобы способствовать достижению прочного мира на Южном Кавказе».
В обоих случаях речь идет о прямом диалоге – то есть подразумевается, что Баку и Ереван должны решить эту проблему дипломатическим путем между собой.
Напомним, что после обострения конфликта между этими странами в 2020 году между ними было заключено перемирие при активном посредничестве России. А российский миротворческий контингент (правда, небольшой) находится в Нагорном Карабахе и сейчас.
Теперь же в США предлагают Азербайджану и Армении договариваться между собой самим, без России. Она уже по умолчанию исключена из международных процессов, ее мнение никакой роли не играет.
Своего прямого участия в армяно-азербайджанских переговорах Блинкен не предлагает, но выражает «готовность содействовать» переговорам между этими странами. Впрочем, там в любом случае понадобится посредник – не он, так кто-нибудь еще. Но для России в этом процессе места нет. Ее вычли.
Российские миротворцы в улаживании карабахского конфликта роли в любом случае не сыграют – их меньше двух тысяч. Дипломатическая позиция официальной Москвы еще полгода назад могла бы значить больше, чем двадцать или даже двести тысяч солдат. Но теперь ее мнения попросту никто не спрашивает.
В сущности, того формата решения конфликта между Азербайджаном и Арменией, который был найден в 2020 году, уже нет. Теперь предстоит искать какие-то новые формы отношений, но уже без России.
Ее в этом вопросе учитывать не нужно, а вот США – придется. Придется взять в расчет и позицию Турции, которая здесь пока еще не сказала своего слова. Однако в последнее время роль этой страны возрастает – и в вопросе принятия в НАТО Швеции и Финляндии, и в разблокировке украинских портов без учета мнения Анкары обойтись не получилось. Не получится и сейчас.
Что же до Путина, то в этом случае, как и во всех остальных, его усилия привели к прямо противоположному результату. Он хотел, чтобы с мнением Кремля считались? Теперь вопрос Нагорного Карабаха будут решать без него – что еще недавно казалось немыслимым.
Как говорил некий северный мудрец – однако, тенденция.