О возможных сценариях переговоров Украины и России говорят уже давно. Но после встречи в Стамбуле консультации на паузе. Более того, президент Украины Владимир Зеленский по итогам форума «Крымская платформа» заявил, что о переговорах с Россией «и речи быть не может», поскольку российские власти готовы вести войну, а не диалог.
Путин ставит на то, что Украину уговорят на переговоры зимой. Об этом пишет Reuters. «Вероятно, что из-за роста цен на энергоносители этой зимой Европа начнет давить на Украину и склонять ее к диалогу со страной-агрессором», – цитируют Reuters российские источники. Последний, знакомый с мышлением Кремля, заявил, что у РФ есть время и агрессор может подождать. Второй источник, близкий к Кремлю, сказал, что Москва считает: уже можно заметить неустойчивое европейское единство, и ожидает, что этот процесс ускорится в условиях зимних невзгод.
Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок заявила, что Путин отказывается вести переговоры даже по таким общим вопросам, как сотрудничество в области международного гуманитарного права, а также отказывается принимать другие страны в качестве посредников по урегулированию конфликта.
«Так как в настоящее время невозможно добиться окончания войны путем переговоров, у Германии есть выбор: либо ничего не делать, либо мы говорим, что поддерживаем (Украину) в военном отношении, чтобы пресечь дальнейшее продвижение россиян», – уточнила Бербок. В сложившейся ситуации она считает военную поддержку украинцев единственным путем, которым Германия может пойти, «каким бы ужасным он ни был».
В возможность прямых переговоров между Зеленским и Путиным не верит и постоянный представитель РФ при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Геннадий Гатилов. Об этом он сказал в комментарии Financial Times. Российский дипломат исключил завершение полномасштабной войны РФ против Украины дипломатическим путем.
«Сейчас я не вижу возможности для дипломатических контактов. И чем дольше будет продолжаться конфликт, тем труднее будет найти дипломатическое решение», — уточнил он.
Переговорный процесс с Россией по прекращению войны сейчас не выгоден как для Украины, так и для Европы, поскольку любое временное перемирие будет означать продолжение агрессии со стороны Российской Федерации в будущем. Об этом заявил советник руководителя Офиса президента Украины Михаил Подоляк в интервью немецкому изданию Bild. В то же время он отметил, что Россия будет искать пути возобновления переговоров.
«РФ входит в глубокий военно-кадровый кризис: мобилизацию объявлять нельзя, потому что «король голый«, а добровольцев днем со свечой не найдешь. В ход идут должники по кредитам, заключенные и охранники «Пятерочки«. А значит, скоро будет еще больше предложений перерыва, то есть переговоров», – подчеркнул советник главы Офиса президента.
Украинский лидер Владимир Зеленский считает, что на данном этапе Украина не готова к переговорам с Россией.
«В том месте, где мы находимся, мы к режиму прекращения огня не готовы. Мы объяснили, что «Минска-3» не будет или «Минска-5», или «Минска-7». Мы в эти игры играть не будем, мы так потеряли часть наших территорий», — заявил глава государства.
Зеленский считает, что если ВСУ оставят южные регионы под российской оккупацией, тогда Украина не будет иметь выхода к морю, а российские войска в дальнейшем атакуют Николаев, Одессу, а в перспективе и Киев.
По словам журналиста-международника и корреспондента Радио «Эхо Москвы» Анны Розэ, Евросоюз и западные прогрессивные демократические страны не примут мира на продиктованных Россией условиях. «Под этим понимается – не примут как условие переговоров включение Крыма, Донецкой и Луганской областей в состав РФ. Украина и президент Зеленский ясно поставили цель для заключения мира – возвращение всех аннексированных территорий и восстановление Украины в прежних границах. При этих условиях для мирных переговоров возможны лишь два варианта: Украина одержит безусловную победу или одна из сторон согласится на уступки. Пока этих вариантов не просматривается», – говорит Анна Розэ.
По ее словам, в будущем протекание военных действий покажет, на каких условиях возможны переговоры. «Третий вариант не подразумевает переговоров – победа России исключит мир без продиктованных условий. Четвертый вариант: народ России возмутится и в ходе гражданских протестов будет свергнут режим и закончится война, невозможен. Запад пока решительно настроен поставлять вооружение и укреплять украинскую армию в надежде, что у России иссякнет современное высокотехнологичное военное оснащение, и мораль в войсках значительно упадет», – считает Анна Розэ. По ее словам, Запад ожидает от переговоров установления долгосрочного мира. Путину это не нужно без победы в войне и продвижения интересов России.
По мнению политтехнолога Михаила Шейтельмана, война России и Украины может закончиться либо безоговорочной капитуляцией одной из сторон, либо за столом переговоров. Как он считает, безоговорочной капитуляцией война может закончится только в одном случае: если Россия применит ядерное оружие, то в ответ НАТО применит ядерное оружие, и тогда война закончится капитуляцией РФ, потому что у нее больше не будет возможности сопротивляться. Во всех остальных случаях, по мнению Шейтельмана, это будет окончание войны за столом переговоров, но это будет нескоро.
«Россия заинтересована в переговорах с Украиной, потому что на сегодняшний день она достигла максимума своего возможного военного продвижения при помощи конвенционального оружия, и она пытается закрепить это как успех, аннексировать какие-то территории, но зафиксироваться. Потому что сегодня, если продолжать войну, то Россия будет только отступать, как мы видим. У РФ уже шатается полностью группировка Херсонская, потому что она отрезана от логистики. У РФ уже уничтожается постепенно Крымская группировка ВСУ, и под прямой угрозой Донецк, где очень много украинских войск, поэтому РФ срочно хочет себя обезопасить. Россия предлагает следующие условия: признание Украиной Крыма частью России, а также независимость так называемых «ДНР» и «ЛНР» и проведение под эгидой ООН «референдумов» в Запорожской и Херсонской областях, а еще уничтожение Украиной своей армии (танков, ракет, самолетов). И самый смешной и абсурдный пункт – это проведение Украиной досрочных парламентских и президентских выборов. Украина не готова пойти ни на один из пунктов, поэтому переговоров пока точно не будет», – полагает Михаил Шейтельман.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже не раз выступал посредником в переговорах между Украиной и Россией. Во время диалога с Владимиром Зеленским во Львове 18 августа Эрдоган предложил украинскому лидеру провести в Турции его встречу с президентом России Владимиром Путиным.
«С господином Зеленским мы обсудили все аспекты наших двусторонних отношений. Я еще раз заявил, что наша солидарность и поддержка территориальной целостности и суверенитета Украины будут продолжаться. Точно так же, как я сказал господину Путину во время своего визита в Сочи. Я напомнил господину Зеленскому, что мы можем провести встречу между ними», – сказал Эрдоган.
Уже 23 августа турецкий лидер уточнил, что хочет продолжать договариваться о переговорах Зеленского с Путиным. Он заявил о решимости продолжать усилия по возобновлению и установлению мира.
«Мы считаем, что война, которая продолжается с 24 февраля, должна завершиться справедливым миром на основе территориальной целостности и суверенитета Украины. Турция приложила чрезвычайные усилия для того, чтобы создать дипломатический эффективный канал для достижения этой цели. У нас есть существенные достижения в этом вопросе, в частности можно назвать встречу министров иностранных дел в Анталье в марте, мирные переговоры в Стамбуле, зерновое соглашение», – отметил Реджеп Эрдоган на заседании «Крымской платформы».
Посол Украины в Германии Андрей Мельник в интервью Der Spiegel заявил, что посредником в переговорах между Украиной и Россией может стать бывший канцлер Германии Ангела Меркель.
«Я больше думаю о госпоже Меркель, несмотря на всю обоснованную критику ее катастрофической политики в отношении России. Я понимаю, что бывший канцлер не хочет обидеть господина Шольца. Но Ангела Меркель — одна из очень, очень немногих личностей, которые слишком хорошо знают Путина. Может быть, даже единственный в мире! Я думаю, что госпожа Меркель могла бы сыграть определенную роль в какой-то момент войны — пока нет — если бы захотела. У меня сложилось впечатление, что Путин по-прежнему уважает госпожу Меркель. Поэтому госпожа Меркель определенно могла бы внести свой вклад в тот момент, когда Путин ищет стратегию выхода», – считает украинский дипломат.
Немецкая оппозиция против посредничества Меркель в переговорах между Украиной и Россией. Лидер оппозиционной партии ХДС в Германии Фридрих Мерц выступил против того, чтобы экс-канцлер помогала переговорному процессу. Он заявил, что Германия стоит на стороне Европы и Украины, то есть занимает не нейтральную позицию по отношению к войне. Ранее Меркель не исключила, что может быть посредником между Украиной и РФ. Экс-канцлер также отметила, что в последние годы ее пребывания на посту Владимир Путин не был готов к переговорам в формате, подобном Нормандскому.
По словам Анны Розэ, Ангела Меркель уже пару раз заявила, что не будет вмешиваться в реальную политику.
«Ее посредничество абсолютно исключено. В Германии с непониманием относятся к подобным предположениям, потому что они лишены любой реальной основы», – отмечает Анна Розэ.
В мировой истории есть несколько вариантов окончания военных действий: капитуляция, подписание мирного договора путем переговоров и замороженный конфликт.
Первая мировая война закончилась договорами между формально равноправными воюющими сторонами. Вторая мировая завершилась двумя безоговорочными капитуляциями: Германии в мае 1945 года, и Японии – в сентябре.
Однако больше чем в половине случаев войны заканчивались без явных побед или поражений, а также какого-либо мирного урегулирования. Такие конфликты принято называть замороженными. Так, боевые действия между Северной и Южной Кореей завершились в 1953 году, но официально мировой договор страны так и не заключили.
Издание «Медуза» пишет, что война в Украине перешла в затяжную фазу, и сколько она продлится — сказать сложно. Обе стороны, очевидно, уверены, что все еще могут добиться если не полной победы, то по меньшей мере более выгодной переговорной позиции. А значит, прекращать боевые действия ни одна из стран пока не готова.