Дать слово мертвым без посредничества со стороны живых – с такой целью в 2017 году был создан арт-проект «Партия мертвых». Ее активисты проводят свои акции как ответ на «некрофилию и нигилизм культурно-политической ситуации в РФ». В своей деятельности представители партии затрагивают самый широкий спектр проблем, однако с февраля 2022 года их акции носят преимущественно антивоенный характер.
О целях проекта, задержаниях активистов и своих планах на будущее представители «Партии мертвых» поделились с «Утром Февраля».
В Санкт-Петербурге сразу у нескольких участников арт-проекта «Партия мертвых» прошли обыски. Силовики пришли в дом к активистке Кристине Бубенцовой. После обыска девушку задержали и увезли в Главное следственное управление СК по Петербургу, а из ее квартиры вынесли технику. Также обыск провели в квартире участника «Партии мертвых» Максима Евстропова. Однако без его присутствия, поскольку он находится в Грузии.
Обыски прошли в рамках уголовного дела об оскорблении чувств верующих. По версии следствия, участники объединения проводили акции на воинских захоронениях и городских кладбищах.
Уголовное дело об оскорблении чувств верующих против анонимных художников «Партии мертвых» связано с постами в «ВКонтакте» в день Пасхи. В группе объединения был опубликован пост с антивоенной акцией. Анонимный художник в черной накидке с капюшоном сфотографировался на кладбище с плакатами «Россия воскреснет свободной», «Хватит воевать. Русские солдаты не воскреснут», «Христос воскрес, а срочник – нет», «Хватит воевать. Мирные жители не воскреснут». На некоторых плакатах буквы «х» и «в» были выделены красным, отсылая к сокращению фразы «Христос воскрес».
Максим Евстропов предполагает, что ФСБ посчитало оскорблением чувств верующих слова, относящиеся к патриарху Кириллу. Пост в «ВКонтакте» заканчивался словами: «Патриарх РПЦ Кирилл благословляет войну и считает, что превращать города в руины, истреблять их жителей, а также насиловать и мародерствовать ради какой-то псевдоимперской пое**** в z-образный обход всех заповедей – это ок, норм, священно».
По его мнению, главная цель таких обысков – заткнуть рты, запугать всех, кто занимает антивоенную позицию.
«Партия мертвых» – художественно-политический арт-проект, появившийся в 2017 году. Участники партии проводят акции и перформансы, скрывая лица масками в виде черепов. По словам представителей проекта, «Партия мертвых» была создана в результате размышления над акцией «Бессмертный полк», в которой люди участвуют с портретами мертвых — родственников, погибших во время Второй мировой войны.
«»Партия мертвых» появилась как ответ на некрофилию и нигилизм культурно-политической ситуации в РФ и в своей деятельности (уличные акции, перформансы, некропикеты и т. д.), критически реагирует главным образом на российскую некрополитику. Тем не менее смысл партии выходит за рамки сугубо российского контекста.
«Партию мертвых» составляют все мертвые – таким образом, это самая большая партия в мире. Мертвые являются самой большой и вместе с тем самой исключенной социальной группой. К тому же их постоянно используют как ресурс, как полезное ископаемое. Власть постоянно пытается ими прикрыться и опереть на их спины свой авторитет. Классический пример подобного абьюза мертвых со стороны живых – использование их как электорального ресурса.
Само выражение «партия мертвых» до нас водилось (и водится до сих пор) в среде Национал-большевистской партии Лимонова, там оно означает пантеон мертвых героев, у нас же максимально инклюзивная партия всех мертвых, среди которых нет никого мертвее. К тому же мы совершенно не разделяем милитаристский и правый уклон НБП и «Другой России», остатки которой сейчас рьяно поддерживают зигометную «спецоперацию», — рассказывают «Утру Февраля» представители партии.
Традиционно активисты выходят на акции, скрывая лица за масками в форме черепов. Они соблюдают анонимность, что, по их словам, помогает оставаться более или менее в безопасности. Все акции тематические, они связаны с расклеиванием листовок или проведением одиночных пикетов с плакатами.
Помимо критики милитаризма, художники высказывались и на другие общественно-политические темы. Например, выходили на акцию протеста против пенсионной реформы с плакатом «Жизнь трудна, но, к счастью, коротка», устраивали «некропикет» на кладбище против поправок в Конституцию с лозунгами «Да, смерть! Да, поправки!», «За Конституцию – не чокаясь» и «Поправки – что мертвым припарки».
В ноябре прошлого года активисты «Партии мертвых» вышли с пикетом против ликвидации «Мемориала» (занесен властями России в список «иностранных агентов») с лозунгом «Не помним, не знаем, можем повторить». За время существования проекта власть не раз обращала внимание на акции партии.
«В 2018–20 годах у нас случались задержания и суды по митинговым статьям, самым громким случаем в этой серии было задержание Вари Михайловой с картиной «9 стадий разложения вождя» на первомайской некродемонстрации. Потом на какое-то время в наших отношениях с властями наступило затишье, и вот они возобновились 1 сентября, когда в Петербурге с обысками пришли к нашей активистке Кристине Бубенцовой и ее мужу Антону, к нашим друзьям – художникам из группы «Что делать?» Дмитрию Виленскому и Ольге Цапле и к еще одной нашей подруге, с партией прямо никак не связанной.
В тот же день мы узнали, что в отношении нас возбудили уголовное дело об «оскорблении чувств верующих», поводом для чего стал наш пасхальный пост с нелицеприятным высказыванием в адрес патриарха Кирилла, поддерживающего войну и поклоняющегося заднице президента. В целом каких-то преследований мы ожидали уже с марта, но скорее по статьям о «дискредитации» или «фейках», а тут неожиданно всплыли оскорбленные чувства. Мы никогда не стремились к политическому мученичеству, чтобы нас непременно задерживали и сажали, и никогда не пытались сделать работу репрессивной госмашины элементом нашего собственного высказывания – скорее, наоборот, пытались этого избегать. Но раз уж такое случается, основным «лайфхаком» тут становится не бояться».
До войны представители «Партии мертвых» высказывались на весьма широкий спектр проблем – от абстрактной политики смерти до повышения цен на проезд. С февраля-2022 практически все, что делает «Партия мертвых», носит преимущественно антивоенный характер.
Первую акцию против российской военной агрессии в Украине активисты провели в преддверии войны, 22 февраля на Пискаревском кладбище в Петербурге. Художники сфотографировались на Пискаревском кладбище Петербурга с плакатами «Мертвым война не нужна», «Мало им трупов» и «Российское могущество прирастать будет могилками». Тогда в своем телеграм-канале «Партия мертвых» активисты написали:
«Это нужно не мертвым, это нужно живым – Путину и его друзьям, фээсбэшникам, единороссам и прочим желающим побряцать оружием вокруг газовой трубы»
«Незадолго до этого в конце января это мемориальное кладбище жертв блокады было осквернено визитом Путина – своей акцией мы попытались вернуть эту землю обратно мертвым. После 24 февраля мы провели в России еще несколько антивоенных акций, в том числе «z200» по поводу того, что российская армия не вывозит с украинских полей разлагающиеся тела своих военных. Последнее, что сделала «Партия мертвых» в России, – кладбищенская «могилизация» на 9 мая. С весны-2022 «Партия мертвых» также ведет свою деятельность вне России – в частности, в Грузии теперь существует довольно активный филиал», — рассказали представители проекта.
7 марта 2022 года участники партии провели на одном из кладбищ Санкт-Петербурга акцию против вторжения России в Украину, посвященную военным потерям России, выступив с плакатами «Своих не бросаем (только их трупы)», «Матери! Ваши дети — фейк» и «Русские русских не хоронят». Активисты назвали свою акцию реакцией на то, что российские власти мало ценят жизни граждан России и других стран. 9 мая 2022 года «Партия мертвых» провела масштабную международную акцию, приуроченную к традиционному празднованию Дня Победы.
По словам активистов, обыски и задержания не стали для них сюрпризом, а скорее последовательной позицией деятельности нынешнего режима в России.
«Возможно, все эти обыски и допросы – предупредительная устрашающая мера, и дальше них дело не пойдет, но возможно и другое – что это только начало, и фээсбэшники будут пытаться найти в самой большой и горизонтальной партии в мире признаки «экстремистской организации». В любом случае то, что происходит сейчас с нами, — лишь один из эпизодов давления на современное политическое искусство в России, которым заниматься становится с каждым днем все сложнее».
По словам активистов, конечная цель их деятельности – мировая некрореволюция. Задачи партии – бороться со злоупотреблением мертвыми, критиковать присвоение живыми их голосов. С другой стороны, партия призвана дать слово самим мертвым без посредничества со стороны живых. С третьей стороны, партия должна напоминать мертвым о том, что они мертвы (некоторые не знают об этом).