В Самарской области и Республике Дагестан военкомы исправили свой же приказ о «частичной» мобилизации. Теперь граждан сделали невыездными. Об этом сообщил правозащитник Павел Чиков.
Ранее в приказе значилось «выезд за пределы района (города) временно запрещается». Теперь: «выезд за пределы Российской Федерации временно запрещается».
Впрочем, не очень понятно, какими именно санкциями грозит нарушение этого положения приказа.
Павел Чиков отмечает, что с приказами региональных военкомов происходит полный разнобой:
«В Мордовии военкомы вообще не ввели никаких запретов.
В Самарской области сначала был запрещен выезд за пределы района, затем поправили на запрет выезда за границу РФ. В Татарстане сначала также был запрет на выезд за пределы района, потом любые запреты были сняты.
В Чувашии, Якутии, Тверской области, Дагестане и большинстве остальных регионов, где военные комиссары просто скопировали спущенный сверху типовой приказ, запрещен выезд за пределы района (города).
В Москве самый краткий приказ военкома. Ни планов на изъятие транспортных средств, ни запрета на выезд куда-либо.
Приказа военкома Чечни отыскать не удалось».
И все это более чем похоже на политику властей в ходе борьбы с коронавирусом в регионах: именно за регионами остались решения о необходимых мерах. Где-то вводили QR-коды для привитых, где-то обошлись без них, где-то непривитых не пускали в непродовольственные магазины, где-то в самом начале эпидемии пытались ввести жесткие меры по «самоизоляции», где-то ограничивали движение транспорта и т. д.
Судя по всему, такую реакцию режима следует считать типичной.
Политический обозреватель Анатолий Несмиян констатирует:
«21 сентября – это видимое, буквально витринное представление о том, как именно Кремль управляет своими проектами. Он начинает, у него ничего не получается, он все доводит до коллапса и лихорадочно на месте назревающего взрыва начинает конструировать новый проект, размером побольше. Остановиться и подумать – если у меня не получается рулить чем-то менее сложным, откуда у меня уверенность, что более сложный я точно потяну, они не в состоянии.
СВО, задуманная и отрекламированная как прогулка бравого спецназа по норам спрятавшихся националистов, исчерпала себя и встала намертво. Более того, утрата территорий и невозможность не то что наступать, а удерживать имеющееся стало как раз признаком наступившего коллапса, угрожающе распространяющегося по всей зоне СВО.
Поэтому и мобилизация. И качественно другой проект. Причем уже сейчас видно, что он кривой-косой и однозначно начнет проседать буквально с первого дня, но пока он на взлете, а потому все косяки можно объяснять не системными просчетами, а всего лишь шероховатостями начального этапа.
В любом случае предыдущий счет, начинавшийся с 24 февраля, завершен. То, что было запущено тогда, закончилось. Бесславно, как и сотни других таких же бессмысленных и бездарных проектов. Теперь начался новый. Теперь считать нужно с 21 сентября. Предполагать, что он будет каким-то другим, нет ни одного, даже микроскопического, основания. Думаю, что нынешний проект исчерпает себя существенно раньше, чем за семь месяцев, и у этого даже есть рациональное объяснение. Но какая в сущности разница, если уже сейчас известно, что ничего из него не выйдет при любом развитии событий».