ghost
Остальное

Аббас Галлямов: «Война в России становится менее популярной, но полного обрушивания милитаристских настроений нет»

5 мая, 2022

Российский политтехнолог, кандидат политических наук Аббас Галлямов в эфире YouTube-канала с Тарасом Березовцом прокомментировал состояние умов в России.

Он отметил следующее.

«Война в России становится менее популярной, но полного обрушивания милитаристских настроений нет. Реальные цифры поддержки войны гораздо меньше тех, которые рисуют провластные социологи. Официально войну поддерживают 80% населения, а по моим оценкам – 55–60. В последнее время эта доля снизилась не сильно, на 4–6%. Но с точки зрения эмоционального наполнения эрозия очевидна. Даже самые ярые сторонники войны почувствовали, что блицкрига не получилось. Но это ощущение еще не оформили в виде претензий к власти. Да, оно портит сплочение вокруг флага, отравляет жизнь лоялистам, но в потере в цифрах скажется только через два-три месяца. Все больше людей будет говорить: мы против войны и руководства, которое ее развязало. Но такие вещи не происходят в одночасье», — говорит эксперт.

По его словам, в любом авторитарном обществе поддержка власти существует исключительно теоретически — словом, но не делом. Приносить какие-то жертвы избиратель не готов. Он только ждет, что власть ему сделает нечто хорошее. А оппозиционный избиратель готов страдать за свои убеждения. Поэтому при массовой мобилизации уровень поддержки войны в одночасье рухнет. Галлямов напоминает о событиях 1917 года, которые инициировали солдаты петербургского гарнизона.

Он напоминает, что военкоматы в России поджигают уже сейчас. При этом массовая мобилизация еще не началась. Она, по мнению эксперта, и не начнется — именно по этой причине. Если же она начнется, это будет означать отсутствие у власти других вариантов.

«Когда российская власть говорит, что отказывается от слова „денацификация“, то она лукавит. На самом деле российская армия оказалась не в состоянии победить Украину. На такие глобальные цели она уже не может претендовать. Речь идет о локальных целях, например, о куске земли», — отмечает он.

Галлямов полагает, что антисемитское заявление Лаврова было чистым экспромтом. Нормальное государство на месте России извинилось бы. Но РФ стремится «быковать», показывать, что она никого не боится. Это логика уголовника. Они уважают только силу.

«Путин так и не стал политиком. Это смесь офицера ФСБ и уголовника. Теперь этот дискурс воспроизводит вся российская государственная машина. Там все передрались. Так же и с Лавровым: отыграть назад, то есть извиниться, по тамошним правилам нельзя. В итоге рассорились с Израилем, который до недавнего времени единственный старался не занимать жестко антироссийскую позицию. Как говорится, это хуже, чем преступление – это ошибка. Но такие ошибки путинская власть регулярно совершает все 22 года. Все эти годы российская власть только и делает, что „быкует“ — уж извините за такое вульгарное слово, но в русском языке более подходящего нет. В итоге Россия маргинализовалась, стала изгоем. Теперь она обижается, что весь мир против нее — но он потому и против, что россияне не хотят вести себя как нормальные люди», — считает политтехнолог.

По его мнению, на фоне военных неудач России в Украине угрозы другим странам — в частности, Казахстану — звучат смешно. Но это элементы той же политики «быкования», при которой не думают о последствиях. Начальство поощряет именно такую риторику, и потому она сохраняется. Поэтому в подобных высказываниях не стоит искать какой-то глубинный смысл.

Галлямов полагает, что 9 мая Путин будет хвалиться перед россиянами только теми территориями, которые удалось захватить, не соотнося это с какими-то изначальными целями. Что удалось завоевать, то и объявят великой целью. Но при этом будет бросаться в глаза несоответствие подобных побед красному знамени над берлинским рейхстагом.

«Но нынешние россияне все-таки не готовы принять любую пропагандистскую ложь. Другое дело, что они не всегда будут такую ложь опровергать — это все-таки опасно. Российская пропаганда эффективна не сама по себе (недаром сейчас социологам даже запрещено публиковать рейтинг Путина), а потому, что из-за плеча пропагандиста выглядывает офицер ФСБ. Никто не хочет, чтобы им занимались силовики — и все предпочитают верить Соловьеву и Киселеву. Кто не верит Кремлю, тот враг. Но все понимают разницу между правдой и фейком, и потому в долгосрочной перспективе рейтинг российской власти неуклонно снижается с 2018 года», — говорит гость программы.

Он отмечает, что вообще российская власть любит использовать фейки — в частности, заменять ими реальные политические институты. Но это не слишком эффективно.

Эксперт полагает, что российских военных в Украине мотивирует в первую очередь уверенность в собственной безнаказанности. Но роль играет и многолетняя привычка подчиняться приказам не размышляя. Люди с собственным мнением в российской армии не приживаются. Для рационализации этой модели используются пропагандистские тезисы об «украинских нацистах».