ghost
Остальное

Михаил Крутихин: Непродуманный ультиматум Путина

1 апреля, 2022

Аналитик, специалист по нефтегазовому рынку, востоковед, переводчик Михаил Крутихин в эфире канала «Утро февраля» о продаже газа в рублях

То, что было озвучено Путиным, означало: «давайте разрушим российскую экономику». Главный рынок для российского газа — мы готовы прекратить доходы в федеральный бюджет. Главные европейские экспорты газа запаниковали — рублей у них нет, импорт в Россию, за который условно можно получить рубли, микроскопичен. Их ответ был однозначен — мы не будем пятить в рублях. Европа встала на дыбы. Потом Путину позвонил канцлер Германии, потом премьер Италии, объяснили, что он делает. После этого появился указ платить так, как платили раньше. И уже потом Газпромбанк будет конвертировать это все в рубли. Ничего не произошло. Но для россиян это будет преподноситься как триумф. Кроме пропаганды в этом ничего не было.

Курс российского рубля давно не имеет ничего общего с действительностью. Акции Газпрома не имеют никакого отношения к фундаментальным показателям компании (прибыль, производственные показатели). Российский фондовый рынок маленький — его стоимость меньше или равна стоимости любой американской корпорации.

В прошлом году Газпром поставил в дальнее зарубежье 145 млн кубометров газа; может кто-то в Азии заменить для него такой рынок? Китай. Два контракта с Китаем, по одному из них по газопроводу «Сила Сибири» начиная с 2024 или 2025 года Китай должен получить 38 млрд кубометров газа. Второй контакт по так называемому дальневосточному маршруту — 10 млрд кубометров газа, но там не известно, откуда этот газ возьмется, проект на Сахалине не дает ответа на вопрос, откуда этот гаг возьмется. Итак, всего в сумме 48 млрд кубометров — как это заменит европейский рынок, это невозможно. Сжисженный газ — это н российский газ, это международный консорциум. Замены нет.

Если в Европе прекратят покупать российский газ — России некуда будет его девать. Придется закрывать производство. Увольнять людей. И закрыть отрасль, которая дает самую большую долю в российский бюджет. От федерального бюджета уйдет до 30%. Это крах экономики.

Пока не была начата война, аналитики и экономисты подсчитывали, сколько у нас времени на что, чтобы «проесть» накопленные запасы в самоизоляции. Но тут выяснилось, что золотовалютные резервы уже под арестом, война съела еще чуть ли не $40 млрд. Что осталось? Заменить доходы от нефти и газа нечем. Это сырьевая экономика. Высокие технологии в экспорте России меньше чем у Чешской республики.

Импортозамещение это всегда консервация отсталости, Россия не может самостоятельно сделать ни утюг, ни лайнер. Связи России с другими странами будут хуже, чем у Ирана.

Взрыв нефтебазы Роснефти в Белгороде: может, там сожгли излишки, которые некуда продать? Их не могут продать, даже с большой скидкой. Думаю, эти запасы предназначались для группировки войск, которые задействованы в войне с Украиной. Логики в этих действиях я не вижу. Я вижу логику в действиях украинских военных, они защищают свою страну. Сама логика начала военных действий, опирающаяся на ложь и безумие — сомнительна.

Утро Февраля