Министр иностранных дел России Лавров заявил, что российская сторона не требует, чтобы Зеленский сдался, но требует прекращения сопротивления. При этом «семь пятниц на неделе» именно у Зеленского. Это также прозвучало в интервью Сергея Лаврова итальянскому телеканалу Mediaset.
Использование взаимоисключающих тезисов не ново как для кремлевских официальных лиц, так и для российской пропаганды — достаточно вспомнить массу версий гибели малайзийского «Боинга», которые иногда озвучивались в одной программе («украинский летчик» и одновременно «украинский «Бук»»).
Еще один характерный прием пропаганды — так называемый «вотэбаутизм», подмена тезисов или же, говоря по-русски, переваливание с больной головы на здоровую. Этот прием не раз был использован министром Лавровым в интервью.
Так, он не ответил на прямой вопрос о ракетном обстреле Киева во время визита генерального секретаря ООН Гутерриша:
«Они прекрасно знают, что мы атакуем военные объекты, чтобы лишить украинских радикалов и киевский режим возможности получать подкрепление в виде вооружений и боеприпасов».
Как известно, жертвой обстрела стала журналистка, проживавшая в пострадавшем жилом доме, а отнюдь не на военном объекте. Об этом Лавров тоже ничего не сказал.
И, конечно же, тезис министра «хотим обеспечить безопасность людей на востоке Украины» звучит крайне цинично, учитывая судьбу Мариуполя, а также иных украинских городов, оказавшихся под обстрелом российской артиллерии. Там было вполне безопасно — до 24 февраля сего года.
Зачем понадобились все эти странные и противоречивые формулировки?
Политолог и журналист Аббас Галлямов считает, что
«подобные двусмысленности являются следствием неуклюжих попыток, с одной стороны, смягчить претензии, а с другой — сделать это так, чтобы никто не заметил. Мол, раз уж победить не удалось, то на сдаче не настаиваем, но вы хотя бы сопротивление прекратите.
В принципе, Зеленский мог бы даже согласиться: дескать, прекратите наступление, выведите войска, и я тут же прекращу сопротивление».
А желание смягчить претензии не могло не возникнуть, учитывая незавидную для РФ ситуацию на фронтах «спецоперации». Возможно, именно это побудило Лаврова сказать, что «наши военные не будут искусственно подгонять свои действия под какую-то дату, включая День Победы».
До 9 мая остается неделя, а громких побед российской армии в Украине не предвидится. Впрочем, как и громких побед российской дипломатии.