ghost
Остальное

“Хотели блиц-криг, а сели на задницу”

18 апреля, 2022

Под Киевом нашли дневник,  вероятно принадлежавший российскому военному. Прочитаем вместе статью, опубликованную изданием “Настоящее Время”.

Катюжанка – село в Киевской области, которое больше месяца находилось под российской оккупацией: российские военные захватили его в первые дни войны. От села до центра Киева – около 60 километров, от села до Ирпеня, Бучи, Гостомеля – почти 40 км. Именно в этом селе, в здании и на территории местной школы, российские военные устроили командный пункт, откуда руководили обстрелами Киева и ближайших к нему городов. Известно, что вертолетом в Катюжанку в конце марта прилетал командующий войсками Восточного округа Александр Чайко – чтобы вручить боевые награды “военнослужащим, отличившимся во время проведения специальной военной операции” на “наиболее важном направлении – Киевском”. Об этом тогда сообщали российские СМИ.

После освобождения Катюжанки в школе нашли многочисленные вещи российских военных, в том числе личные дневники солдат и офицеров. Один из таких дневников оказался в распоряжении журналистов программы “Схемы”. Официально его подлинность не подтверждена, однако в дневнике военный, скорее всего офицер, размышляет о том, зачем российские военные вторглись в Украину, анализирует военную стратегию РФ и рассказывает, как проводил в Катюжанке допросы украинцев. Дневник он вел в одной из тетрадей, вероятно найденных прямо в школе.

Школа в Катюжанке и вырытые перед ней перед российскими военными укрепления.

“Наш учитель, моя жена, нашла в одном из кабинетов дневник, который вел, скорее всего, один из офицеров. Скорее всего – юрист или представитель Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ. Там это по контексту можно понять”, – пояснил директор Катюжанской школы Николай Никитчик.

Установить личность военного пока не удалось: он только раз на страницах дневника называет свое имя – Константин.

Автор дневника пишет, что пересек границу Украины 24 февраля. Через несколько дней, 28 февраля, его подразделение прибыло в Катюжанку.

Основные записи в дневнике начинаются 13 марта – через две недели после того, как российские военные оккупировали село и обустроились в школе. Журналисты “Схем” предполагают, что тогда у них появилось больше свободного времени.

 

“Ехали на учебу, а попали на войну… а война ли?” – подчеркивает эту фразу автор записок.

Он также вспоминает, как его часть ехала в Украину: выехали из российского города Смоленск через Беларусь. “Сижу в Катюжанке, это такое село. Изучаю школьную документацию, – пишет военный и добавляет: – До сих пор не смирился с тем, что я нахожусь в чужом государстве, до сих пор не верю в войну. До сих пор не знаю, правильно ли все это”.

В одной из записей военный позволяет себе критиковать командование: “Бесит, что никто не говорит правду о потерях, о реальных боевых действиях. Я только и слышу, что “Дело наше верное, победа будет за нами”! Но верное ли это дело? Залезть в чужую страну и бомбить ее города?”

Он также рассказывает о потерях среди российских военных.

“Артиллерия мажет, БПЛА тупят… войска не слаженные, трехсотые и двухсотые в достатке, а командование в докладах говорит лишь о мнимом успехе… Путину скоро 70 (столько ему исполнится в октябре 2022-го – НВ), если он умрет начав войну, будет что-то!”

Он также признает, что планы российского командования быстро взять Киев и другие города Украины не удались.

“Хотели блиц-криг (орфография авторская), а в результате… сели на пятую точку. Есть ощущение, что история назовет наши действия вторым гитлеризмом и устроит очередной “Нюрнберг”. Я вихлять не стану, виноват, был, воевал, сожалею!” – пишет военный.

15 марта военный написал, что, вероятно, по месту их пребывания будет организован ОГВС – штаб или пункт временной дислокации Объединенной группировки войск. Украинские военные подтвердили, что именно на территории Катюжанской школы российские войска обустроили пункт командования.

Еще через два дня военный расскажет о том, как проводил допрос.

“Совместными усилиями вашего покорного слуги и сотрудника были допрошены лица в составе 12 человек, все сплош (орфография авторская) нацисты, – пишет он. – Я был безжалостен, распинал их перекрестными, индивидуальными и ночными допросами”.

“В очередной раз пришлось допрашивать священника, не могу сказать, что был мягок, отнюдь – суровость и профессионализм мной были проявлены с самоотдачей, что вызвало восхищение спецов из ФСБ, – рассказал военный. – Допросы проходят успешно, информативно, обещают предоставить для допроса протестантского пастора. Если ему есть что скрывать, я выясню это, как бы он ни хитрил, на таких товарищах я, как говорится, собаку съел!”

Радио Свобода удалось поговорить с бывшим украинским военнослужащим. Он рассказал, что его допрос в школе в Катюжанке проводил военный по прозвищу Немец. Журналисты заметили эту надпись на дверях одного из школьных кабинетов:

Однако является ли Немец автором дневника – пока неизвестно.

В другой записи он хвастается тем, что “задания выполнены отлично”, а военные обнаружили “хранилище техники”.

После упоминаний о проведенном допросе российский военный также жалуется на то, что его не берут “в бой”.

“Обещали взять на боевое задание, долго я обивал пороги, чтоб добиться разрешения – в ответ убеждают, что это опасно, а мою голову надо беречь, у каждого своя война, и не всегда она на поле, в перестрелке, что моя роль не меньше важна, что мной уже многое сделано для победы русского оружия”, – пишет военный в дневнике.

На остальных страницах военный пишет, что мечтает стать судьей, и размышляет в том числе над тем, какие проблемы есть в судебной системе и как ее реформировать.

“Коллеги выше рангом, которые служат в сфере безопасности, предвещают мне успешное будущее сотрудника контрразведки и обещают помощь в подготовке и пребывании в академии”, – также замечает он.

Последнее сообщение в дневнике датировано 19 марта.

“В воздухе витают слухи о контрнаступлении укр. Якобы страны помогают личным составом и техникой. Но это только слухи”, – пишет военный.

Что с ним произошло далее, вернулся ли он в Россию или был снова отправлен в Украину – пока неизвестно.

Настоящее Время