ghost
Остальное

«А я сейчас вам покажу, откуда на Беларусь готовилось снятие санкций»

22 мая, 2022

  • Планы снять часть санкций с Беларуси — временная мера, которая не затрагивает наиболее опасные для страны ограничения
  • Президент Лукашенко продолжает лавировать между желанием сохранить дипломатические отношения с Западом и обязательствами перед Кремлем
  • Белорусы не хотят воевать с Украиной

Маневры разной степени умелости Александра Лукашенко между Владимиром Путиным и коллективным Западом начинают приносить свои плоды. Уровень жесткости Европы по отношению к Минску снижается пропорционально сокращению публичной готовности самопровозглашенного президента открыто ввязываться в войну с Украиной. 

На сегодняшний день, по утверждению международных СМИ, Запад готов сменить язык ультиматума на полноценный диалог. The Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщает, что власти США и генсек ООН Антониу Гутерриш рассматривают вариант временного снятия санкции с белорусских производителей калийных удобрений. При условии, что Александр Лукашенко сделает шаг навстречу и позволит экспортировать зерно из Украины в Евросоюз. 

Однако речь идет только о шестимесячной «амнистии». Вероятно, такие меры будут для Лукашенко так называемым испытательным сроком на готовность похоронить вассальные амбиции перед Россией. А Украина сможет перевозить свое зерно по железной дороге в литовский город Клайпеда и сохранить позиции крупнейшего производителя и поставщика зерновых культур в мире. 

Какие санкции хотят снять на самом деле?

Однако клеймо соучастника войны в Украине с Беларуси такими планами снять не получится. Ведь санкции намерены отменять, начиная с самого конца. А ввели их отнюдь не в то самое «утро февраля», а еще в 2021 году. И это был ответ на провокацию миграционного кризиса и преследование оппозиции после массовых протестов в стране. Без изменений остаются ограничения, которые связаны непосредственно с тем, что часть вооруженных сил Российской Федерации пришли в Украину именно через Беларусь, а сама территория страны использовалась, в том числе, для запуска баллистических ракет и перевозки тяжелой техники в украинские города. 

Эти ограничения, безусловно, наносят больший ущерб экономике страны, но их отменять никто не спешит. В санкционный список США попали несколько крупных банков, а также ряд предприятий оборонной промышленности и органов безопасности. 

Также в Беларусь перестали экспортировать высокие технологии, включая полупроводники, программное обеспечение и детали для аэрокосмической промышленности. Не стоит забывать и о персональных санкциях против политического и военного руководства страны. И это — только американские санкции. Европейский список подсанкционной продукции и вовсе занимает 120 страниц. 

Вероятность вступления в войну 

Украинская разведка считает, что вероятность того, что Беларусь все-таки лишится приставки «со» в слове «агрессор», продолжает оставаться довольно высокой. Об этом местные СМИ со ссылкой на свои источники писали в середине марта.

«Угроза наступления из Республики Беларусь на Волынском направлении оценивается как высокая», — заявляет Генштаб Украины. 

Да и в Генштабе вооруженных сил Беларуси подлили масла в огонь, заявив о наращивании западного военного контингента на границе с Украиной и перебросив туда свои спецподразделения. Однако потом риторика изменилась. 

«Западу выгодно искать причину давить на Беларусь»

Но страх перед тем, что в мире за образом Беларуси навсегда укрепится ярлык пособника нападения на Украину, а экономика страны банально не выдержит гнета всевозможных ограничений, толкает политический истеблишмент республики на резонансные заявления. 

Премьер-министр Беларуси Роман Головченко заверил, что Беларусь не намерена участвовать в войне против Украины вооруженным путем. Однако о размещении российских военных на территории страны и запуске оттуда ракет премьер-министр, конечно, не упомянул.

«Коллективный Запад всячески пытается навесить на нас ярлык то ли агрессора, то ли соагрессора. Им это выгодно — надо же чем-то оправдывать давление на страну, но Беларусь не является стороной конфликта и не намерена участвовать вооруженным путем в его решении», — утверждает премьер-министр Беларуси Роман Головченко.

Новый «Брестский» мир

По мере окончания Первой мировой войны Россия бросила своих союзников по Антанте и подписала в 1918 году с Германией сепаратный мир в Бресте, крупном белорусском городе. Символичный виток истории может повториться снова в Беларуси. По информации украинских источников, Лукашенко сам активно ищет возможности перейти на сторону Европы, заявляет советник главы офиса президента Алексей Арестович. 

«Беларусь пытались втянуть в войну очень активно. Лукашенко петляет как может, и, по нашим данным, активно ведет сепаратные переговоры с Западом. Нам и белорусская оппозиция об этом говорит, и западная разведка. Они говорят без подробностей, но общий характер: “Я не виноват, он сам ко мне пришел”», — говорит Арестович. 

Насколько это достоверно, и если да, то насколько вероятно, можно будет понять в случае приближения военного поражения России. Пока путинская армия еще способна воевать в Украине, демонстративного разворота не произойдет — это будет чревато для белорусского главы государства. 

Беларусь — это не Лукашенко?

Решение властей Беларуси не ввязываться в открытую войну с Украиной должно вызвать волну одобрения со стороны населения. Возможно, стремление вернуть часть народной поддержки также стало на чашу весов в решении Минска «сдать назад». 

Только 3% белорусов хотят открыто воевать с Украиной. Об этом еще в марте сообщили сами местные издания со ссылкой на результаты опроса британского аналитического центра Chatham House. 

Исследование показало, что около 70% респондентов выступают и против обстрела Украины с территории Беларуси. Чуть больше половины опрошенных вообще не хотят, чтобы республика выступала плацдармом для этой войны. 

Менялись настроения и в украинском обществе. Сначала граждан Беларуси воспринимали как полноправных участников этой войны. Сейчас же все чаще слышны обвинения в сторону именно официального Минска. Лозунг «Беларусь — это не Лукашенко» для всей Украины звучит намного убедительнее чем «Россия — это не Путин». 

Возможно, несмотря на все ужасающие действия властей, белорусское общество в глазах мира выглядит пассионарным и сопротивляющимся именно потому, что в 2020 году им почти удалось свергнуть режим. 

Так почему же Лукашенко пошел на все те условия Кремля, из-за которых сейчас Беларусь не сильно уступает по количеству западных санкций самой России? Потому что во время массовых протестов на фоне выборов президента в республике именно Путин помог удержать под Лукашенко шатающееся кресло. 

Цена за эту услугу была весьма высокой, однако то, что армия Беларуси до сих пор не воюет в Украине наряду с российскими оккупантами, значит только то, что президент Лукашенко не очень хочет возвращать должок феодалу из Кремля.