«Я не считаю, что мы можем восстановить полностью всю нашу территорию военным путем. Если мы решим идти именно таким путем, то мы потеряем сотни тысяч… Так, каждый украинец хочет, чтобы и Донбасс, и Крым мы вернули военным путем. Я думаю, что мы должны как минимум вернуться к 24-му числу, откуда мы начали, с вторжения. И после этого мы можем говорить об отстаивании нашей территории путем дипломатии», — говорит украинский лидер.
С одной стороны, этот план представляется не просто разумным, а единственно возможным. Если украинцы успешно противостоят российской агрессии, то это еще не повод поддаваться «головокружению от успехов» и считать себя непобедимыми.
«Вернуться к 24-му числу», по выражению Зеленского, – это задача вполне реальная, и она даже не потребует много времени. Сейчас российские войска делают именно то, что от них требуется украинцам, то есть истощают свои силы безрезультатным наступлением на Луганщине. Еще несколько дней таких боев – и интервенты едва смогут стоять на ногах. И как раз к тому времени в Украину поступит мощное американское оружие, в том числе реактивные системы залпового огня MLRS. После этого возвращение Украине земель, захваченных Россией в нынешнем году, станет вопросом техники.
Но Крым и «народные республики» — другое дело. Все-таки россияне восемь лет контролировали эти территории, у них было время, чтобы укрепиться там и подготовиться к обороне. Поэтому, увы, Зеленский прав: отвоевание этих территорий будет стоить сотен тысяч жизней. А в Украине, в отличие от России, не действует принцип «бабы еще нарожают». Украинцы умеют ценить человеческую жизнь.
Но, как известно, у всего есть оборотная сторона. Да, действительно, международный престиж Украины после изгнания захватчиков за «линию 24 февраля» вырастет настолько, что можно будет говорить о возвращении Крыма и Донбасса дипломатическим путем. Да и поддержку США и Великобритании, а также вероятных союзников по Интермариуму, не стоит сбрасывать со счетов.
Только ведь путинферштееры во главе с Эмманюэлем Макроном никуда не денутся. А на дипломатическом поле их позиции куда сильнее, чем на военном.
Сейчас слова Макрона с большой буквы и всевозможных макронов с маленькой о том, что не нужно унижать Путина, звучат глупо и нелепо. Украина делает то, что и должна делать страна, подвергшаяся агрессии, – она защищается. Если же она защищается успешно, а военные поражения унижают Путина, то винить ему в этом некого, кроме себя. В конце концов, никто не просил его нападать на Украину.
Совсем иначе эти доводы зазвучат на переговорах. Ведь война уже закончилась, непосредственная угроза для Старого Света миновала, а Украина отстояла свою независимость и заслужила всеобщее уважение. Так зачем без надобности раздражать Путина? Относительно позиции Германии сейчас трудно сказать что-то определенное, но итальянцы и французы наверняка будут убеждать оставить российскому диктатору Крым и Донбасс в качестве утешительного приза.
Суворов говорил: «Удивить – победить». Украина еще в конце февраля удивила и Россию, и весь мир – и если еще не победила, то довольно близка к этому. Но на переговорах удивлять будет нечем, там начнется обычная дипломатическая рутина, и путинская Россия наверняка сумеет найти союзников.
При этом план Зеленского и в самом деле разумен. Но нельзя забывать о подводных камнях, которые таятся в нем.