На четвертый месяц войны стало очевидно, что результаты действий российской армии в Украине не устраивают Москву. Кремлем было принято решение использовать свой любимый «запрещенный прием»: в Ивановской области начались ядерные учения. На этот раз мир узнал об этом не из инсайдов СМИ в разведке и не по опубликованным спутниковым снимкам, а официально. Из сообщения Минобороны России.
«Стратегические ракетчики отрабатывают вопросы вывода ракетных комплексов на полевые позиции, совершение маршей протяженностью до 100 км, рассредоточение агрегатов с изменением полевых позиций, их инженерного оборудования, организации маскировки и боевой охраны», — заявило Министерство обороны РФ.
Облака сгущаются
Известно, что к этим маневрам привлекли около тысячи военных и более ста единиц разнообразной техники. По версии Минобороны, солдаты будут учиться новым способам распознавать и уничтожать диверсантов, в том числе с применением боевых противодиверсионных машин «Тайфун-М».
Однако самый пугающий факт, который вновь заставил напрячься все главные политические кабинеты в мире: в учениях задействованы ядерные ракетные комплексы «Ярс». По легенде, их будут проверять по нескольким критерием. В первую очередь протестируют транспортировку и маскировку в полевых условиях.
Все главные характеристики «Ярса» засекречены. Какие конкретно угрозы несут эти ракетные комплексы, доподлинно никто не знает. Однако известно, что они предназначены для так называемого ядерного сдерживания и могут поражать цели на дальности около 11 тыс. километров.
Эту установку очень трудно вывести из строя с помощью стрелкового оружия. Также «Ярс» считается универсальным с точки зрения инженерной подготовки местности — она не требуется.
Время имеет значение
О серьезности «ядерных намерений» Кремля можно судить по нескольким факторам, в том числе и по времени появления сообщений о начале учений.
Маневры с ракетами «Ярс» уже проводились в начале апреля и в середине февраля — за несколько дней до начала полномасштабной войны против Украины. Тогда их посещали руководители России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко.
С февралем все понятно: Россия готовилась к полномасштабной войне в Украине, об этом писали все мировые СМИ, Кремль пытался сигнализировать Западу о том, с чем придется иметь дело, если он решит поддержать Киев.
С апрелем ситуация еще более показательная. Тогда российская армия терпела в Украине поражение за поражением. 30 марта в Минобороны РФ заявили, что выполнили все боевые задачи на Киевском направлении. В действительности это означало поражение.
1 апреля появились сообщения о начале учений с использованием «Ярса», тогда — в Свердловской области. На самом деле это был очередной раунд запугивания. Весь мир в те дни ожидал «решающую битву за Донбасс».
Почему снова и почему сейчас?
Очевидно, что сейчас эти ядерные учения — публичный ответ Кремля на поставку в Украину самого мощного в мире оружия. Вашингтон официально подтвердил, что следующий пакет помощи Украине будет включать в себя четыре реактивные системы залпового огня HIMARS.
Официальный Киев взял на себя обязательство не использовать это вооружение для ударов по территории России и применять только в качестве обороны. Однако в Кремле этим обещаниям не поверили, что понятно: правительство РФ все время лжет и судит по себе.
Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Москва в любом случае считает такую помощь Украине неприемлемой из-за самого факта наличия в стране вооружения, которое может ударить по России. Глава МИД предупредил: такие действия приведут к масштабной эскалации. И не соврал. Следующим шагом в игре на повышение ставок может стать сообщение Минобороны о приведении «Ярса» в боевую готовность.
Блеф или предупреждение?
Проведение Россией ядерных учений — демонстрационный жест запугивания и давления. Однако на Западе к таким маневрам относятся очень серьезно. Еще полгода назад вряд ли кто-то всерьез мог предполагать, что Кремль начнет полномасштабную войну в Украине. После первых учений наступило то самое 24 февраля. Сегодня Запад задает миру справедливый вопрос: вдруг на этот раз будет что-то похожее?
Генсек НАТО Йенс Столтенберг считает, что полностью исключать такой ход событий в любом случае нельзя. Он добавил, что альянс продолжает активно следить за так называемыми учениями и риторикой Кремля. И в случае чего миру нужно быть готовым дать ответ.
«Мы напоминаем России, что они согласились с тем, что ядерная война не будет выигрышной, поэтому ее нельзя начинать. Использование ядерного оружия Россией абсолютно изменит этот конфликт», — заявил Столтенберг.
Аналитики приводят аргументы в пользу того, что перспектива ядерной войны все еще остается далекой. Так считают многие эксперты в американском аналитическом центре Atlantic Council. В первую очередь, это решение будет губительным для самой России.
«Путин едва ли это сделает. Россия получит жесткий ответ США и союзников, но не достигнет большого военного преимущества. Даже в случае крупной военной неудачи Путин, скорее всего, не пойдет на риск неконтролируемой эскалации. Он не нарушит ядерное табу первым. Скорее всего, Кремль усилит атаки на украинское гражданское население и инфраструктуру, а также на линии поставок вооружений», — считает военный эксперт и бывший заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу.
Конечно, если прогнозы все-таки не оправдаются и Россия нанесет ядерный удар, это приведет к Третьей мировой войне.
Факты говорят, что единственный способ противостоять шантажу Кремля — убеждать Путина, что ответные меры будут необратимыми и катастрофическими в первую очередь для него самого.
Карибские флешбеки
Сегодня главная цель Кремля — заставить Запад бросить Украину. Если не получится заставить Вашингтон отозвать поставку неприемлемого для Кремля вооружения, по крайней мере, стоит попытаться надавить на другие государства и предостеречь их от подобных решений.
Украина пока не рассматривает ядерные учения России как катастрофу. Советник министра внутренних дел Вадим Денисенко назвал попытку Путина напугать мировое сообщество обычным блефом человека, которого загнали в угол, вспомнив случай Карибского кризиса.
«Один из самых больших комплексов Путина — комплекс Карибского кризиса. Ему очень хочется повторить его, но в этот раз выиграть. И все его действия следует рассматривать именно с этой точки зрения. Он верит, что Байден слаб и Байден подвергнется его блефу», — заявил Вадим Денисенко.
Тогда США и СССР смогли договориться. И Кеннеди, и Хрущев согласились пойти на компромиссы и свернуть подготовку к ядерной войне. Принято считать, что лидер Советского Союза вышел из этой ситуации проигравшим. На него давила потеря контроля над Кубой и ему пришлось согласиться не только убрать оттуда свои ракеты, но и позволить Кеннеди разоружить свои позиции в Турции тихо и спустя какое-то время. По сути, Вашингтон пошел на большее количество уступок: публичный отказ не вторгаться на Кубу и закулисное обещание убрать ракеты. Однако о втором пункте никто не знал.
Мир тогда спасли именно эти кулуарные договоренности. На этот раз Путин и Байден могут не быть заинтересованы сохранять лица друг друга в глазах мирового сообщества. Поэтому все ядерные маневры России в конечном итоге могут перестать быть обычной хроникой кремлевского разочарования своими «успехами» в Украине.