ghost
Остальное

Почему президента Украины Владимира Зеленского слышат?

фото: Офис Президента Украины
10 июня, 2022

С начала войны лидер Украины выступает перед парламентами и общинами мира: его слушают Великобритания, Польша, США, Япония, Израиль, Канада, Литва. Каждое выступление – событие. Каждый текст – сплав разума и чувства. Речи президента Зеленского разбирает для канала «Утро Февраля» лингвист, профессор Орыся Демская, первый председатель Национальной комиссии по стандартам государственного языка Украины.

Спикер Зеленский хорошо понимает природу человека. Знает своего слушателя. Понимает контекст и место речи – парламент, площадь, кинозал… Каждый раз обращается к сообществу, но каждый раз разговаривает с конкретным человеком – представителем конкретного сообщества.

Модерный лаконичный текст, лишенный привычной для украинского языка барочности. Краткие предложения легко трансформируются «в язык» слушателя без потери содержания. Фактически возникает новый стандарт украинского языка, который все больше выходит за пределы системы координат «родной язык украинцев» и становится одним из языков мира. Именно лаконичность усиливает конкурентность языка в условиях открытого мира.

Инструментом создания общего семантического поля для говорящего и слушателя часто являются неполные предложения или такие, в которых пропущено слово — член предложения. Такой пропуск позволяет речевая ситуация и то, что все участники разговора знают, о чем идет речь. Такой прием позволяет каждому участнику моделировать собственное понимание ситуации в зависимости от своих знаний и своего понимания мира. Фактически оратор формирует матрицу с помощью слов-ключей, которую каждый слушатель наполняет самостоятельно и чувствует себя важным, причастным к событиям.

Эти определяющие текстовые стратегии оратор системно реализует во всех своих выступлениях.

Парламент Великобритании

Каркас текста построен на ключевых, понятных для слушателя словах: человек, дети, герои, Украина, Великобритания. И неважно, кто вы – британец или украинец. Использован прием повтора – усиления мысли и эмоции. И мы почувствовали силу. Большую силу нашего народа… Бомбы, бомбы, бомбы, снова бомбы… это террор против всех. Это большой террор… Употреблено неполное предложение, запускающее воображение и эмоцию каждого слушателя.

Спикер ссылается на действительно важные для аудитории вещи. Вещи, которые имеют экзистенциальный смысл. Это свидетельствует не просто о знании того, что важно для слушателя, а о том, что «я знаю ваши ценности, они так же важны для меня, я, мой народ, мы одинаковы в этом мире».

Говоря в британском парламенте, ссылаясь на шекспировское, понятное каждому британцу «Быть ​​или не быть», президент не просто подтверждает, что «мы в той же интеллектуальной и культурной лодке», дает не просто утвердительный ответ, а экзистенциальный ответ для своего народа. Очевидно, что важно быть свободным. Как именно быть свободным – похож на пассаж речи Черчилля перед Палатой общин в 1940-м: «Мы пойдем до конца. Мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе. Мы будем защищать наш остров, какова бы ни была цена. Мы будем драться на пляжах, мы будем сражаться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах. Мы никогда не сдадимся…» – Просто. Понятно. Эмоционально.

Все последующие обращения каждый раз как будто усиливают это первое, британское, но каждый раз это – индивидуальная история спикера и аудитории, к которой он обращается.

Сейм Польши

Люди и дети – не просто слова, которые повторяет Зеленский во всех своих речах. Они имеют большой вес в каждом обращении, так же как в современном цивилизованном мире. Это простая и понятная вещь.

В речи к полякам появляются не просто правильные содержания и слова, а те смыслы и слова, которые нам – украинцам и полякам – предстояло давно актуализировать в наших общих делах и разговорах: украинское достоинство и польская честь, мы боремся вместе… нас вместе 90 миллионов! Вместе мы можем все. Очевидно, что, как говорил Иоанн Павел II, на все должна быть «полнота времени». Сейчас имеем эту полноту. И оратор чувствует это.

Обращаясь к итальянцам президент, опять же опираясь на простые человечные основы – жизнь, дети, родные, надежда, счастье, – актуализирует понятное и ценное для итальянцев Площадь/площади – фрагмент древнего города, маркирующий европейский мир, к которому принадлежит и Украина: «Даже площади. Такие же площади, как ваши. …Как бомбили площадь в нашем городе Харькове – площадь Свободы. Это самая большая площадь Европы…» Когда говоришь с собеседником о понятных ему вещах, становишься понятным, становишься своим. Своего человек склонен поддержать.

Речи лидера Украины вышли отдельной книгой и в переводе на другие языки. Эти тексты фактически являются инвентарем общечеловеческих ценностей и индивидуальных общих ценностей для украинцев и каждого другого народа, к которому обращается оратор. Именно ключевые слова-названия общих реалий бытия нужно рассматривать как точку входа в построение достойного общего будущего украинцев-британцев, украинцев-поляков, украинцев-французов, украинцев-израильтян… Если даже это еще не до конца осмысленно рационально, то на уровне эмоции это уже понятно всем, кто слышал и читал обращение Владимира Зеленского.