ghost
Остальное

«Комитет против пыток» самоликвидировался из-за клейма «иноагента»

фото: Команда комитета против пыток, Сергей Бабинец
13 июня, 2022

Сотрудники «Комитета против пыток» сообщили о ликвидации организации. Решение было принято оперативно — с момента, как Минюст в очередной раз признал организацию «иноагентом» прошло всего лишь три дня. Комитет выразил категорическое несогласие с присвоенным ему статусом и сообщил, что продолжать деятельность в новых условиях не может.

  • Сотрудники «Комитета против пыток» приняли решение о ликвидации организации после того, как ее объявили «иноагентом»
  • Минюст внес организацию в реестр НКО 10 июня
  • Председатель комитета Сергей Бабинец назвал данный статус оскорблением

«Продолжать работать и при этом вешать на себя клеймо “иностранные агенты” мы не хотим. Данный термин считаем оскорблением и клеветой. “Комитет против пыток” всю свою жизнь занимался защитой прав граждан, пострадавших от пыток, бесчеловечного обращения со стороны должностных лиц государственных органов. Несмотря на очевидную пользу этой миссии, власть уже много лет подряд пытается придать ей очертания чужеродности и вредности, год за годом признавая НКО, которые борются с пытками, в реестр иностранных агентов», — написал в телеграм-канале председатель комитета Сергей Бабинец.

Борьбой с организацией Минюст практически узаконивает пытки, уверены в «Комитете против пыток». «Власть дает сигнал, что пытки становятся (или уже стали) частью государственной политики и не являются проблемой. Тут хочется напомнить про Конституцию, где пытки запрещены (пока что)», — добавил Бабинец.

Системная борьба с «Комитетом против пыток» длится уже седьмой год. Впервые организации присвоили статус «иноагента» в 2015 году. Тогда правозащитники создали новую структуру — «Комитет предотвращения пыток». Но и он просуществовал недолго: через год существования Минюст внес его в реестр НКО. После этого сотрудники ликвидировали второе юридическое лицо и продолжили существовать без него.

Несмотря на очередную ликвидацию организации, работа комитета не останавливается. «Мы не можем бросить 188 дел, работа по которым ведется в настоящее время. Это 188 историй нечеловеческой жестокости и надежды на справедливость — наш долг довести их до конца», — сказала пресс-секретарь комитета Наталья Курекина. Однако новый статус значительно усложняет работу. Из-за метки «иноагент» юристам организации запрещен доступ на судебные заседания. Помимо этого, они не смогут встречаться с представителями власти, уполномоченными по правам человека в регионах, прокурорами и руководителями Следственного комитета. Пострадавшие от пыток и полицейского насилия фактически лишаются шанса добиться справедливости. Комитет уже разрабатывает альтернативные варианты правозащитной деятельности в новых условиях. Об этом пообещали сообщить в ближайшие дни.