ghost
Остальное

Активы в ловушке: как россиянам сохранить свой иностранный капитал?

MaxPixel
14 июня, 2022

На протяжении последних двух лет россияне заметно увеличивали долю своих инвестиций в иностранные акции и облигации. По данным Банка России, под конец 2021 года они составляли 31% портфеля держателя ценных бумаг.

  • Из-за европейских санкций порядка 40% иностранных акций российских инвесторов заблокированы
  • СПБ биржа по предписанию Центробанка заморозила 14% американских акций. Некоторые российские инвесторы потеряли сотни тысяч долларов
  • Торговать ценными бумагами через иностранных брокеров россияне могут только по разрешению специальной правительственной комиссии
  • Российские инвесторы принимают решения выводить деньги из иностранных акций и приостанавливают свою деятельность на фондовых рынках

Из-за европейских санкций и ряда решений Центробанка значительная часть этих активов оказалась заблокирована. В итоге россияне потеряли доступ к сотням, а порой и сотням тысяч долларов. Могут ли инвесторы все еще спасти свой капитал?

Акции вне зоны доступа

Под конец 2021 года частные инвесторы владели облигациями зарубежных эмитентов на сумму в 800 миллиардов рублей и акциями нерезидентов на сумму в 900 миллиардов рублей. Такие данные публикует Центробанк России.

Сегодня значительная часть этих активов заблокирована из-за европейских санкций. Гендиректор СПБ биржи говорит, что речь идет примерно о 40% ценных бумаг.

Две основные фондовые площадки РФ – это Московская биржа (Мосбиржа) и Санкт-Петербургская биржа (СПБ биржа).

Россиянин, если у него нет статуса квалинвестора (для того, чтобы его получить, необходимо иметь специализированное образование, активы на шесть миллионов и трехлетний стаж инвестирования), не может напрямую купить ценные бумаги нерезидентов на зарубежных биржах, он это делает через отечественные фондовые площадки или же через иностранных брокеров.

Любые акции и облигации хранятся не на руках инвесторов, а на счетах депозитариев. Мосбиржа держит ценные бумаги в Национальной расчетном депозитарии (НРД), у СПБ биржи есть свой депозитарий – Best Efforts Bank (BEB). Один из крупнейших депозитариев Европы – это Euroclear. В Штатах национальный депозитарий – это DTC.

Связь между НРД и Euroclear оборвалась еще в марте. Европейский депозитарий в одностороннем порядке остановил операции с Национальным расчетным депозитарием и заблокировала его счета.

С этого момента инвесторы больше не могут торговать ценными бумагами, которые хранились в НРД. Дивиденды и купоны по ним также не доходят до конечных владельцев, а накапливаются на балансе Euroclear.

Руководство СПБ биржи тогда заявило, что никаких уведомлений от европейского депозитария об прекращении сотрудничества не получало, транзакции просто были поставлены на стоп. «Нет ясности, почему и на основании чего Euroclear не проводит транзакции по выводу бумаг из НРД в другие места хранения. Эта ситуация рано или поздно должна получить свое разрешение», – не так давно выражал свои надежды гендиректор СПБ биржи Роман Горюнов.

Ситуация, действительно, нашла свое разрешения. НРД попал под шестой пакет санкций Евросоюза. «Национальный расчетный депозитарий играет существенную роль в функционировании финансовой системы России и ее связи с международной финансовой системой. НРД почти полностью принадлежит Московской бирже, которая в свою очередь находится под высоким контролем российского правительства. Таким образом, НРД является организацией или органом, поддерживающим, материально или финансово, правительство Российской Федерации, которое несет ответственность за аннексию Крыма и дестабилизацию в Украине», – говорится в официальном журнале ЕС.

Шестой пакет санкций узаконил одностороннюю остановку транзакций со стороны Euroclear. Для европейского депозитария такое решение стало спасением от судебных претензий со стороны российских держателей иностранных бумаг из-за заблокированных выплат. А вот для самих инвесторов такой шаг еврочиновников приблизил вероятность разморозки их ценных бумаг к нулю.

Удар ножом в спину

Накануне утверждения шестого пакета санкций Банк России выдал предписание СПБ бирже заморозить ту часть американских акций российских инвесторов, по которым расчеты проходили через НРД и Euroclear.

Ни Центробанк, ни брокеры не предупредили россиян о таком шаге заранее. Многие инвесторы назвали это ударом ножом в спину. Поскольку будь у них хотя бы два торговых дня, они бы могли избавиться от иностранных ценных бумаг.

По оценкам руководства СПБ биржы, блокировка коснулась 14% акций от всего количества торгуемых на фондовой площадке. Ограничения затронули 995 наименований иностранных ценных бумаг. Среди них популярные у россиян акции: Nvidia, Amazon, Alphabet, Google, Meta и Mastercard. Избежали блокировки ценные бумаги HeadHunter, Yandex, Ozon и Cian.

Как уже было сказано ранее, у СПБ биржи есть свой депозитарий – Best Efforts Bank (BEB), Американский центральный депозитарий – это DTC. Связь между ними проходит не напрямую, а через множество посредников: российских и международных.

При этом акции одной и той же компании могут числиться на счетах разных хранилищ. Стоит отметить, что у клиента, когда он покупает иностранную акцию, нет права выбирать, в каком депозитарии его ценная бумага будет учитываться.

Как результат, все 100 акций Amazon одного инвестора стали недоступными для торговли, поскольку удерживались на балансе в НРД, тогда как другой продолжал осуществлять транзакции по такому же количеству ценных бумаг той же компании, потому что они обслуживались по другой цепочки хранения.

В Центробанке такую ситуацию решили уравнять, переведя все заблокированные ценные бумаги в неторговый баланс, одновременно разделив их между всеми инвесторами пропорционально.

Однако это совсем не означает, что все держатели акций были лишены только 14% своих портфелей. Доля заблокированных активов инвесторов варьируется от 10% до 100%.

«Мне еще повезло, а вот некоторым нет. Рандомно наморозили на миллиарды рублей. Да, акции остаются вашей собственностью, но вернуть их можно, только когда возобновится работа с Евроклир. $ATVI и $BTI заморозили у многих под 100%. $CNK и $BA под 50%», – пишет в социальной сети «Пульс» (от банка «Тинькофф») Илья Емельянов.

«3 акции Boeing из 6 и где-то чуть больше половины Cinemark из 60», – делится своими потерями пользователь под ником alexvish84.

«7 акций $ATVI оставили, а 156 в блоке», – негодует автор под псевдонимом limitless_capital.

«Проверяю, что попало под блок портфеля:$MA – 1 акция, $NVS – 3 акции, $NVDA – 2 акции, $KO – 2 акции. Итого заморожено примерно $1’124», – анализирует свои потери пользователь под ником Star_Lord.

Пути спасения капитала

Вариантов у обладателей заблокированных акций немного. Первый – это ждать отмены санкций или выдачи специальных лицензий на проведение транзакций по отдельным ценным бумагам по примеру разрешения Штатов на обслуживание госдолга РФ, которое действовало до 25 мая.

Второй вариант – попытаться продать замороженные активы на внебиржевых торгах. Это можно сделать как через брокера, так и самостоятельно. Однако нужно учитывать тот факт, что сделки по заблокированным акциям будут проходить с огромным дисконтом, который может достигать 50%. Второй момент – найти покупателя на такие активы будет непросто. Еще одна сложность – большинство брокеров отказываются сопровождать внебиржевые сделки.

Профессиональные инвесторы говорят, что на фондовом рынке существует негласное правило: покупать акции в той юрисдикции, где они торгуются. То есть если вы хотите стать обладателям американских ценных бумаг, то вам стоит покупать их на американских биржах через американского брокера. В таком случае риск санкций и блокировки активов значительно ниже.

Однако и тут Центробанк умудрился вставить палки в колеса частным инвесторам, запретив им продавать акции через иностранных брокеров без соответствующего разрешения специальной правительственной комиссии. В противном случае вкладчику грозит штраф до 100% от суммы сделки. При этом дивиденды и купоны можно получать без согласия госоргана.

Учитывая тот факт, что запросов в специальную правительственную комиссию будет немало, то их рассмотрение может длиться неделями, а то и месяцами.

Да, власти сначала могут и не узнать о совершении продажи бумаг через иностранных брокеров, однако все тайное рано или поздно становится явным. В этом случае вас вычислят, когда вы передадите в налоговую отчет по брокерскому счету.

В сети уже обсуждают, как можно избежать такой процедуры. В частности, если гражданин России проводит в стране меньше 183 дней (в сумме, а не подряд) в течение 12 месяцев, он становится налоговым нерезидентом и специальным валютным резидентом. В таком случае ему не нужно отчитываться за свои транзакции перед ФНС. Для реализации такого плана у инвесторов есть чуть больше двух недель, чтобы покинуть страну.

Однако пока большинство инвесторов предпочитают обналичивать свои деньги и брать паузу в инвестировании, для того чтобы посмотреть, как фондовый рынок будет функционировать и развивается дальше.