ghost
Остальное

«Все как у людей»: с начала войны возбуждено 2100 административных дел о «дискредитации» армии, вынесено штрафов на сумму более 25 млн рублей

Картина Фёдора Решетникова «За мир»
14 июня, 2022

С начала войны с Украиной в России возбуждено 2100 административных дел о «дискредитации» армии и вынесено штрафов на сумму более 25 млн рублей.

  • В России начали применять закон о дискредитации действий военнослужащих
  • Ежедневно в городах страны задерживают участников акций, выступающих против войны с Украиной

«И мне иногда кажется, что если навести твердый порядок жесткой рукой, то всем нам станет жить лучше и безопаснее; на самом деле эта жесткая рука начнет нас очень быстро душить. И мы это мгновенно ощутим на себе и на членах своих семей», — так в 1996 году Владимир Путин высказался о тоталитаризме. Спустя годы его фраза стала пророческой.

Несвобода слова

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации, «каждому гражданину страны гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Однако на деле все выглядит совершенно иначе. Теперь за инакомыслие могут признать иноагентом, выписать административное наказание, оштрафовать и даже посадить на 15 лет.

В июне 2004 года президент подписал целый федеральный закон, который регулировал свободу собраний в России. Целью документа было привести право на свободу собраний к единому стандарту по всей стране, чтобы оно было согласовано с Конституцией и Декларацией прав человека. А одним из главных нововведений закона было согласование митингов с властями. Тут важно обратить внимание, что уведомление о проведении митинга — это не просьба разрешить его, а лишь информирование о намерениях. По факту же нужно получить именно разрешение, а за несогласованные митинги следует штраф.

А после протестов 2011 года на Болотной площади для участников и организаторов несогласованных митингов повысили штрафы и ввели возможность наказывать их принудительными работами. Тогда в декабре 2011 года в Москве собрался самый многочисленный в истории путинской России оппозиционный митинг. Протестовать против фальсификаций на думских выборах вышли десятки тысяч человек. По самым скромным оценкам, на площадь вышли около 25 тыс. людей, оппозиция же говорила о 150 тыс. Тогда же протестные митинги прошли в ряде крупных городов: Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и в других. В результате было задержано около 400 демонстрантов, в отношении более чем 30 человек возбудили уголовные дела. А с оппозицией начали медленно, но уверенно разбираться.

Бориса Немцова, который к 2011 году уже был одним из самых узнаваемых оппозиционных политиков в России, убили на Большом Москворецком мосту в центре Москвы в ночь на 28 февраля 2015 года.

Алексею Навальному, который во время протестов 2011–2012 годов стал общепризнанным лидером оппозиционного движения, повезло чуть больше. Почти спустя 10 лет его сначала угостили «Новичком», а потом посадили на девять лет. Теперь он находится в колонии.

Илью Пономарева, который также после протестов стал одним из самых заметных лидеров оппозиции, а в 2014 году был единственным депутатом Госдумы, проголосовавшим против присоединения Крыма, открыто попросили уехать из страны. Сейчас Пономарев продолжает свою политическую деятельность из Киева. Он получил украинское гражданство.

«Голову в коробке пластмассовой
Вместе с телефоном, ключами и паспортом
Рентгеном в сканере просветят ласково
В целях безопасности государственной»
(Noize MC “Все как у людей”)

После событий 2011–2013 годов единственной формой протеста, о которой можно было не уведомлять власти, оставался одиночный пикет. Но в марте 2020 года вмешался коронавирус и разрешил вообще запретить проведение каких-либо митингов. Тогда мэр Москвы Сергей Собянин издал указ, запрещающий проведение любых публичных мероприятий в столице — как мера для борьбы с распространением новой инфекции. Однако под него попали и одиночные пикеты. Ограничения стали основанием для массовых задержаний: только за первые полгода 2020-го на одиночных пикетах в столице задержали 269 человек — больше, чем за два предыдущих года, вместе взятых.

С 2012-го в России запрещены любые формы протеста рядом со зданиями судов или у резиденции президента. А с 2014 года вообще можно получить «Дадинскую статью» — за «неоднократное нарушение установленного порядка либо проведения собрания или митинга». И получить штраф от 600 тыс. рублей или сесть на пять лет.

А после 24 февраля в административном кодексе появилась новая статья: «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации». Она появилась спустя полторы недели после начала полномасштабного вторжения России в Украину — 4 марта — и с тех пор власти регулярно прибегают к ней для наказания несогласных россиян с войной против Украины. Согласно документу, за дискредитацию армии могут оштрафовать на 50 тыс. рублей. А если такие действия сопровождаются призывами к митингам или создают «угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан», то сумма штрафа может возрасти до 100 тыс. рублей. Также могут отправить в места не столь отдаленные — лет на пятнадцать.

«А чтобы чужие боялись — своих посильнее бей…»

С 24 февраля госбюджет уже насобирал таких бумажек на 25 млн рублей. Теперь в стране наказывают за любую критику войны в Украине. Еще 25 февраля Роскомнадзор предупредил, что при освещении ситуации в Украине СМИ должны использовать только официальные российские источники. За публикацию «ложной», по версии ведомства, информации регулятор пригрозил наказанием в виде блокировок и штрафа в размере до 5 млн рублей. Кроме того, был принят закон о распространении «фейков» о российской армии и ее дискредитации, грозящий наказанием, в том числе гражданам, публично высказывающим несогласие с войной.

Чтобы получить протокол, можно даже не выходить из дома. Достаточно написать пост в соцсетях со словами «война» или «мир». Кстати, чтобы не попасть под статью, СМИ вынуждены заменять слово «война» на [роскомнадзор]. В интервью «Радио Свобода» адвокат Илья Павлов так прокомментировал нововведения:

«В условиях военного времени право не работает. Наш «бешеный принтер» — Госдума — выдает военный продукт, направленный на запугивание населения. Но слова властей о том, что они проводят «специальную военную операцию», не должны нам мешать называть вещи своими именами. Это война. Просто сейчас власти сочли, что если ты называешь белое — белым, а черное — черным, то это криминал. Но от этого белое не станет черным, а черное — белым».

С 24 февраля, по данным Центра защиты прав СМИ, в более чем 50% случаев «дискредитацией» посчитали митинги, пикеты и антивоенную символику. В 23% дел поводом послужили публикации в интернете. Из них почти половина (45%) была сделана в соцсети «ВКонтакте». Есть также наказания за посты в «Одноклассниках», Instagram, Facebook, Telegram, за сообщения в чатах WhatsApp. При этом несколько человек были оштрафованы «задним числом» — за посты, сделанные еще до вступления в силу статьи о «дискредитации». В подавляющем большинстве случаев (73,8%) штрафы назначались за сами записи, в 26,2% случаев — за комментарии.

Кстати, Meta Platforms Inc. — владелец социальных сетей Facebook и Instagram, а также мессенджера WhatsApp — объявлена российскими властями экстремистской организацией. Также после начала войны с Украиной, по данным правозащитников, Роскомнадзор заблокировал более 3000 сайтов, включая соцсети и страницы публичных людей, выступающих против войны. С давлением столкнулись 213 медиа: 181 из них заблокировал Роскомнадзор, 21 прекратило работу само, еще 11 решили не писать о войне или использовать только информацию Минобороны России.

За «дискредитацию» в мае Прикубанский районный суд оштрафовал жителя Краснодара на 30 тыс. рублей — он сорвал в лифте плакат с надписью «Za наших» и выложил видео на своей закрытой страничке в Инстаграме, который, к слову, с недавних пор также является запрещенной соцсетью. На следующий день мужчине позвонил участковый и вызвал в полицию, где на него составили протокол.

«Поскольку мой аккаунт закрытый, я не думал, что этот видеоролик куда-то разойдется. Но один человек все же этот ролик распространил», — добавил краснодарец. Согласно постановлению суда, полицейские нашли видео из поста мужчины в Телеграме.

Дело за «дискредитацию»” также завели на московского депутата Люси Штейн, которая по совместительству является участницей Pussy Riot. При этом девушка еще в апреле уехала из страны. Протокол поступил в Останкинский районный суд — по месту прописки Штейн.

А вот уголовная ответственность за нарушение закона предполагает до 15 лет лишения свободы. Первым героем, получившим реальный срок, стал Владислав Никитенко из Благовещенска. Правда, для него уже привычное дело — отсидеть срок за критику власти. Отстаивая свою позицию — быть честным человеком, — он просидел уже не один год.

Не обошел закон и коллаборантов. Путин уволил Наталью Поклонскую (бывшего генпрокурора аннексированного Крыма и бывшего депутата Госдумы) с должности замглавы Россотрудничества. Перед этим в интервью СМИ Поклонская назвала войну «катастрофой» и «безумием» и сказала, что «буква Z символизирует трагедию и горе как для России, так и для Украины». После ее слов глава Россотрудничества Евгений Примаков пообещал сделать выводы и подчеркнул, что символы Z и V стали «народным символом поддержки» российской армии. А в Госсовете Крыма предложили лишить Поклонскую госнаград. Позже стало известно, что Поклонская назначена советником генерального прокурора России Игоря Краснова. При этом она заявила, что уходит из публичного пространства и перестает вести социальные сети. По всей видимости, чтобы снова не ляпнуть лишнего.

Сегодня современные технологии позволяют душить протесты в зародыше, даже если вы еще не успели о них подумать. Так, в честь Дня России десятки людей были задержаны в Москве по системе распознавания лиц. Людей, которые ранее участвовали в протестах против войны в Украине, задерживали, говоря, что на них пришла ориентировка — сработала система распознавания лиц. С некоторых даже брали подписки о решении не участвовать в несогласованных акциях протеста.

«Как это ни печально и как это ни страшно звучит, поворот к тоталитаризму на какой-то период времени в нашей стране — возможен и даже неизбежен», — подытожил свои рассуждения о тоталитаризме Владимир Путин в 1996 году. Как в воду глядел.