ghost
Остальное

Шаг в сторону рецессии: что происходит с мировой экономикой

фото: PxHere
15 июня, 2022

Инфляция в США и еврозоне бьет рекорды последних десятилетий. Чтобы остановить рост цен, Центробанки прибегают к поднятию учетных ставок. Однако это в дальнейшем может негативно сказаться на росте мировой экономики. Как это все скажется на жизни простых людей?

  • Годовая инфляция в Соединенных Штатах достигла показателя в 8,6%, а в еврозоне – в 8,1%
  • Федеральная резервная система США за последние три месяца дважды поднимала учетную ставку
  • Экономисты прогнозируют, что евро будет дешевле доллара в 2023 году
  • Восемь стран могут объявить дефолт в следующем году

 

Инфляция бьет рекорды

В США годовая инфляция в мае составила 8,6%. Это рекордный показатель за более чем 40 лет. Рост цен в еврозоне также не отстает. Тут инфляция в мае достигла показателя в 8,1% в годовом выражении. Однако этот показатель отличается от страны к стране. К примеру, в Эстонии инфляция составляет более 20%, в Литве – 18,5%, в Латвии – 16,4%, а вот на Мальте – всего 5,6%.

«Если дюжина яиц стоила 1,99 евро, то теперь – 2,49 евро, тушка курицы за килограмм выросла с 2,89 евро до 3,69 евро, филе хрюшки с шести евро до семи евро огурцы не в сезон с трех евро до 4,50 евро», – жалуется житель Кипра в соцсети.

Продолжающейся рост цен, которые с каждым месяцем все больнее бьют по кошелькам обычных людей, – это следствия пандемии, роста спроса, а также войны.

Чтобы одолеть последствия коронакризиса, правительства разных стран развернули масштабные проекты по поддержки населения. Центробанки спустили свои учетные ставки и запустили программы выкупа актива. Все это делалось для того, чтобы и потребителям, и бизнесу хватило денег для восстановления после жесткого локдауна.

Однако вместе с денежной массой вырос и спрос. А вот предложение стало меньше. С одной стороны, не поспевало производство, с другой – из-за коронавируса было нарушено немало торговых цепей. Некоторые товары стали дефицитными.

К примеру, в начале прошлого года возникла нехватка чипов. Дело в том, что вовремя локдауна увеличился спрос на ноутбуки, планшеты и другие гаджеты для работы на удаленке и развлечений. В это же время автозаводы столкнулись с падением продаж и срезали свои заказы на чипы. Производители последних перепрофилировались под новые реалии. Но в третьем квартале 2020 года спрос на новые машины вырос сильнее, чем ожидалось, а вот на гаджеты остался на том же уровне. Из-за нехватки чипов мировое производство автомобилей перестало поспевать за потребностями населения. В результате цены поднялись и на новые, и на подержанные машины.

Санкции и война нарушили еще больше торговых цепей и усугубила дефицит некоторых товаров. Из-за ограничений на российский экспорт энергоносителей и блокировки украинских портов мировые цены на нефть, газ, зерно и подсолнечное масло пошли вверх.

Высокая инфляция бьет прежде всего по реальным доходам населения. В первую очередь страдают самые бедные.

Согласно исследованию социологического института INSA, проведенному по заказу немецкого издания Bild, в целях экономии каждый шестой немец (16%) пропускают один из приемов пищи, еще 13% прибегнут к такой же стратегии, если инфляция продолжит расти. Свыше 40% опрошенных стали исключать из своего рациона дорогостоящее ингредиенты и десерты. К тому же 41% немцев делают покупки по акциям.

Продавцы магазинов от Варшавы до Стамбула в один голос твердят о том, что их клиенты стараются сокращать свои траты, отдают предпочтение товарам с более низкой ценой, а обновления гардероба все чаще откладывают на потом. Об этом говорится в материале ABC news.

«Даже в (богатом районе) Чанкае люди больше не покупают в соответствии со своими потребностями, а в соответствии с тем, что они могут себе позволить. Те, кто раньше покупал два килограмма говяжьего фарша, теперь покупают максимум килограмм», – комментирует ситуацию медиа продавец мясной лавки в столице Турции.

Гонка валют

Как правило, Центробанки развитых стран на рост цен реагируют повышением учетных ставки. К такой практике уже прибегли в США. В марте Федеральная резервная система (ФРС) впервые за четыре года повысила процентную ставку на 25 базисных пунктов – до 0,25 – 0,5% годовых. В мае финансовый регулятор увеличил процентную ставку до 0,75 – 1% годовых. На днях ожидается, что ФРС опубликует новые значения процентной ставки.

На этом фоне в последние дни курс доллара начал укрепляться. Другие валюты, соответственно, падать.

Однако Европейский Центробанк не спешит следовать примеру американского финансового регулятора. Повышения ставок на июньском заседании отложили на июль и сентябрь.

«Совет управляющих ЕЦБ планирует поднять ключевые процентные ставки на 0,25 процентного пункта (п.п.) на июньском заседании. Затем Центробанк планирует вновь поднять ставки в сентябре. Темпы этого повышения будут зависеть от среднесрочных инфляционных прогнозов», – отметили в Европейском Центробанке.

При этом в мае евро приблизился к паритету с долларом. Европейскую валюту тогда оценивали на уровне 1,035 зеленого. Этому способствовал ряд факторов: санкции против РФ, нарушение торговых каналов из-за войны, инфляция на фоне роста цен на энергоносители.

The New York Times со ссылкой на аналитиков HSBC, одного из крупнейших банков Европы, пишет, что к концу года один евро будет оцениваться в один доллар, а в начале следующего года и того меньше.

Таким образом, европейская валюта становится все менее привлекательной для инвесторов.

Коктейль кризисов

Ужесточение монетарной политики со стороны Центробанков развитых стран неизбежно приведет к оттоку инвестиций с развивающихся рынков, падению их валют и акций. Это может усугубить долговые проблемы для ряда государств.

Аналитики инвестиционного банка JPMorgan говорят, что в зоне такого риска сегодня находятся 10% развивающихся стран: «По нашей оценке, почти половина из 52 исследуемых государств классифицируется как страны с высоким риском погашения госдолга. Из них восемь подвержены риску истощения резервов к концу 2023 года, что свидетельствует о высокой вероятности объявления ими дефолта. Это Шри-Ланка, Мальдивы, Багамы, Белиз, Сенегал, Руанда, Гренада и Эфиопия».

Среди последствий повышения учетных ставок Центробанками также стоит обозначить замедление роста мировой экономики и падение цен на сырье. Последнее в значительной мере скажется на российской валюте. Падение рубля придаст новый импульс росту цен. В конечном итоге кошельки россиян станут еще тоньше.

Замедление роста мировой экономики, а также продолжающаяся война России против Украины усиливают риск голода в бедных странах. В зоне этой угрозы сегодня находится 400 миллионов человек.

Назревающие гуманитарные вопросы могут спровоцировать новую волну беженцев. Это станет значительным ударом по Европе, после того, как в течение последних трех месяцев она приняла более пяти миллионов украинцев, бежавших от войны.

Из-за экономических проблем страны ЕС рискуют увязнуть в социальных протестах.

Вопреки всем ожиданиям того, что в 2022 году мировая экономика окончательно восстановится после коронакризиса и войдет в новую эру процветания, она сделала шаг к рецессии.