ghost
Остальное

Европа не останется без газа: как Путин перехитрил сам себя

17 июня, 2022

В четверг в лентах новостей можно было встретить рядом два сообщения о событиях, которые не только произошли практически одновременно, но и тесно связаны между собой.

Во-первых, «Газпром» остановил вторую из четырех турбин (первая была остановлена накануне) на станции «Портовая». После остановки первой турбины ежесуточные поставки российского газа в Германию сократились со 170 до 100 миллионов кубометров, после остановки второй – до 67 миллионов.

Российская компания объясняет это тем, что турбины невозможно ремонтировать и безопасно использовать. Однако министр экономики Германии Роберт Хабек во всеуслышание заявил: это решение политически мотивированное, и было принято не в офисе «Газпрома», а в Кремле.

Судя по всему, это так и есть. Германское правительство сейчас находится в очень сложном положении. Общественное мнение на стороне Украины, а в Бундестаге даже социал-демократы критикуют своего товарища по партии Олафа Шольца за то, что он не предоставляет Киеву военную помощь, хотя уже пообещал ее больше, чем нужно для победы.

С другой стороны, Германия до войны покупала в России более половины всего газа, который ей требовался. Это продолжалось десятилетиями – и при Шольце, и при Меркель, и при Шредере. Германская экономика до сих пор в значительной мере зависит от российского газа, очень многие влиятельные люди в стране сколотили состояния на торговле им – и не считаться с ними довольно трудно. Отсюда и двойственная позиция Шольца в отношении российско-украинской войны: слова у него очень громкие и правильные, а дела… а дел, собственно, никаких и нет.

Вероятно, Путин решил еще раз продемонстрировать немцам свою силу: ну-ка, попробуйте обойтись без нашего газа! Впрочем, не только немцам: главная итальянская энергетическая компания Eni сообщает, что остановка турбин сократит поставки газа в Италию на 15 процентов.

В рамках собственной логики Путин действует совершенно правильно. Нужно, чтобы тебя уважали, то есть боялись – а значит, следует давить, давить и давить. Нужно заставлять всех поступать так, как выгодно тебе. Нужно ставить всех на колени. Правда, людям почему-то не нравится, когда их ставят на колени, но «действия противника планом не предусмотрены».

А эти действия есть. Им, собственно, и посвящена вторая новость: Евросоюз подписал с Египтом и Израилем соглашение о поставке в Европу израильского газа через египетские терминалы, где он будет сжижаться. Это соглашение будет действовать три года, а затем автоматически продлится еще на два.

«Известно, что война России против Украины выявила зависимость Евросоюза от российских энергоносителей, и мы хотим избавиться от этой зависимости», – говорит глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Но на самом деле этот проект непосредственно не связан с войной, поскольку возник еще за год до ее начала, в феврале 2021-го. Именно тогда Израиль и Египет договорились о строительстве газопровода от израильского месторождения «Левиафан» к двум египетским заводам на морском побережье.

Собственно, тогда этот проект был направлен не столько против «Газпрома», сколько против подводного трубопровода EastMed для доставки газа по маршруту Израиль – Кипр – Греция – Италия. Но хотя эти проекты и конкурируют между собой, оба они представляют альтернативу российскому газу для Европы и, соответственно, ослабляют позиции РФ.

Скорее можно говорить об общей тенденции, которую российско-украинская война не породила, а лишь усилила. Европа уже давно тяготилась газовой зависимостью от России и наглостью, с которой Путин злоупотреблял этим фактом. Шли поиски возможных путей избавления от этой зависимости. А сейчас наложились друг на друга два фактора: агрессия против Украины, после которой иметь дело с путинской Россией стало неприлично, и уход от власти в Германии Ангелы Меркель, которая строила всю свою политику именно на этой зависимости.

А что же Путин? Он опять перехитрил сам себя. Отключая газ Европе, он тем самым вынуждает ее искать источники топлива где-то еще и делать Россию ненужной для себя.

В представлении российского диктатора нет другого возможного ответа на давление, кроме как склониться перед ним и принять все его требования. Но в реальности существуют и другие варианты – ведь газ, как и нефть, есть не только в России.