Красивая клиника, чистая палата, свежие фрукты на тумбочке возле каждой больничной койки. Президент Российской Федерации пришел проведать раненых в Украине солдат российской армии. В выглаженной больничной пижаме они благодарят главу государства за оказанное внимание и обещают вернуться на фронт для выполнения «поставленных боевых задач». На первый взгляд, действительно, может показаться, что медицина в стране на очень высоком уровне, раз так скоро поставит на ноги бойцов с передовой. Но так все выглядит только по телевизору. В действительности дела обстоят совершенно иначе.
В большинстве государственных клиник проблемы начинаются с порога. Антисанитария, забитые под завязку палаты, аварийное состояние больниц и даже отсутствие водопровода — это только малый список неудобств, с которыми гражданам приходится сталкиваться в государственных клиниках, которых и так осталось в стране не много. А во многих селах и вовсе нет медучреждений. Все это результат так называемой оптимизации.
По оценке Центра экономических и политических реформ, за время правления Путина в России закрылось порядка 30 тыс. больниц. По 300–350 больниц в год, начиная с 2000 года. В итоге только до 2016-го их количество сократилось вдвое — с 10 700 до 5400. Число больничных коек — с 1,671 млн до 1,197 млн, поликлиник — с 21,3 тыс. до 19,1 тыс., количество станций скорой помощи — с 3,172 тыс. до 2,458 тыс. При этом проверка Счетной палаты выявила, что в 17 тыс. населенных пунктов вообще нет медицинской инфраструктуры. Из них 11 тыс. расположены в 20 км от ближайшего врача, а до 35% из них нельзя доехать общественным транспортом.
Также в России не существует единой реформы здравоохранения, однако о ее проведении объявили еще в 2010 году. Тогда Госдума приняла закон «Об обязательном медицинском страховании», что привело к неравному доступу граждан к качественной медицине. По данным опроса международной исследовательской компании IPSOS, с такой проблемой столкнулись 48% россиян.
«Это государственно установленное неравенство, именно так его надо сформулировать. У него три корня: привилегированное положение элиты, неравенство регионов и жителей города и деревни, неравенство по доходам», — говорит профессор ВШЭ Василий Власов.
В Высшей школе организации и управления здравоохранением говорят, что отечественная медицина хронически недофинансировалась долгие годы. За последние три десятилетия госрасходы на здравоохранение редко превышали 3,5% ВВП. В основном госфинансирование здравоохранения идет из средств Фонда обязательного медицинского страхования — туда работодатель перечисляет 5,1% зарплаты за каждого сотрудника, а также за счет федерального бюджета и бюджетов регионов.
Всего же в федеральном бюджете на 2022 год заложено 1,2 трлн рублей, что на 9% меньше, чем в прошлом году. Согласно проекту закона «О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023—2024 гг.», расходы на медицину будут снижаться и в последующие годы. Больше всего — на федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»: на 64%, с 3,3 млрд до 1,2 млрд рублей, пишет издание «Медвестник».
Президент «Лиги пациентов» и член Экспертного совета при правительстве РФ Александр Саверский считает, что ситуацию ухудшает и то, что систему здравоохранения полностью передано в полномочия регионов, которые имеют совершенно несопоставимые бюджеты.
«Разнятся территориальные программы госгарантий, поэтому по-разному поддерживаются одни и те же группы пациентов. Допустим, где-то проводят гемодиализ, а где-то — нет. Люди рвутся в Москву или Санкт-Петербург за медпомощью, причем порой не за высокотехнологичной, а за самой простой».
Чтобы иметь приемлемые зарплаты и условия работы, многие врачи переезжают в большие города, а поскольку процесс оптимизации медучреждения не прекращается, мест хватает далеко не всем.
И это только если говорить о российских городах, не рассматривая ситуацию во временно оккупированных украинских регионах. Поскольку своего на них уже не хватает, приходится немного подворовывать, отнимая доступ к качественной медицине у граждан чужой страны. Так, под видом благотворительной помощи от «Единой России» из разбомбленного Мариуполя, в котором, по предварительным данным, погибло около 20 тыс. человек, было вывезено уцелевшее современное медицинское оборудование. Об этом рассказал заместитель мэра города Петр Андрющенко. «Похищенное из больниц № 1 и № 4 оккупанты завезли в клинику Калинина в Донецке. Теперь в Донецке новая современная хирургия благодаря украинским налогоплательщикам».
К слову, с начала полномасштабной войны против Украины российские войска снарядами и ракетами повредили более 600 украинских медучреждений. Больше 100 больниц уничтожено без возможности восстановления. Также разрушено 450 аптек. Около 200 автомобилей экстренной медицинской помощи расстреляны.
Лично Путина проблемы обычных людей не сильно волнуют. Президента России обслуживают в лучших императорских традициях. В расследовании издания «Проект» говорится, что с годами врачи стали чаще сопровождать Путина круглосуточно: они летают в его резиденции и замечены в поездках главы государства. Также с возрастом президент России все чаще стал наведываться в Центральную клиническую больницу на западе Москвы, где обустроено «отделение персональных врачей».
«По прибытии его встречает больничное начальство, а потом передает в руки закрепленных за президентом докторов. Одним из таких докторов, к примеру, долго был Дмитрий Вербовой, судя по всему, он реаниматолог, по крайней мере, в интернете он упомянут как автор руководства по скорой помощи при острых заболеваниях, травмах и отравлениях. Видимо, Вербовой хорошо лечил Путина — тот сделал своего медика сначала заслуженным врачом России и замначальника своего медицинского управления, а затем уже и заместителем управляющего делами по врачебным вопросам», — говорится в расследовании.
При этом много лет информацию о здоровье Путина тщательно скрывали, однако позже выложили в открытый доступ сведения о врачах президента. Договор между ЦКБ и гостиницами на размещение докторов публикуется на сайте госзакупок вместе с актами приема оказанных услуг. Там можно найти имена врачей и даты их заселения в отели за четыре года — с 2016-го до 202-го. В расследовании говорится, что в 2016–2017 годах Путина в Сочи регулярно сопровождали в среднем пять врачей. А к 2019 году их количество выросло до девяти.
Среди личных врачей Путина — группа оперирующих нейрохирургов, реабилитолог, реаниматолог, невролог, дерматовенеролог, два лора, хирург, а с недавних пор и онколог. Все они тщательно бдят за состоянием здоровья главы государства.
Тем более, что в последнее время появляется все больше слухов о том, что Путин серьезно болен раком. При этом в ближайшем окружении Путина такую информацию активно отрицают. Правда это или нет — будет понятно со временем. Однако к этому моменту вряд ли улучшится ситуация с условиями в государственных клиниках, поскольку вместо того, чтобы проводить медицинскую реформу, ремонтировать помещения и повышать уровень обслуживания, деньги разворовываются и тратятся на улучшения благосостояния элиты страны. Как говорится, есть дела поважнее.